Анализ стихотворения Лермонтова «Одиноко стоит на диком севере

»На диком севере стоит одиноко…» — вольный перевод стихотворения немецкого поэта-романтика Генриха Гейне. Однако М.Ю. Лермонтову удалось воплотить в нем свои переживания. Школьники изучают стихотворение в 6 классе. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «На диком севере одиноко стоит…» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – одиночество, мечты о второй половинке.

Состав — Смысл стихотворения можно разделить на две части: описание спящей сосны и рассказ о сне. Формально произведение разделено на две строфы.

Жанр: пейзажная миниатюра, лирическая поэма.

Стихотворный размер — трех- и четырехстопные амфибраки, рифма — перекрестная (четные строки в строфе) и кольцевая (первая и третья строки в двухстрофной рифме).

Метафоры-персонификации — «. сосна дремлет,. одета рыхлым снегом», «а она мечтает», «грустна. пальма растет».

Эпитет — «стоящий одиноко», «голая вершина», «далёкая пустыня», «красивая пальма».

Сравнение – «одетый как плащ».

История создания

М. Ю. Лермонтов был не только поэтом, но и переводчиком. Он не часто заимствовал материал из произведений зарубежных коллег, но стихотворение «На Диком Севере» является исключением. В 1841 году М. Лермонтов перевел произведение Генриха Гейне, которое переводили и другие русские поэты. В русской литературе оно теперь известно как «На диком севере стоит одиноко…» и воспринимается как оригинальное творение Михаила Юрьевича.

Почему Лермонтов вдруг решил использовать уже «готовые» образы и сюжеты? Видимо, он узнал себя в строках Гейне. Русский поэт рано потерял мать, а бабушка запретила ему общаться с отцом. В юности он узнал, что такое безответная любовь. Став взрослым, Михаил Юрьевич не раз чувствовал себя одиноким как среди сверстников, так и среди старших. Он был суровым и сдержанным человеком. Все это привело к тому, что тема одиночества стала самой важной в его творчестве.

Тема

В анализируемом стихотворении М.Ю. Лермонтов раскрыл тему одиночества и мечты встретить вторую половинку. Поэт воплотил человеческие переживания в образах природы – сосен и пальм. Главный герой стихотворения – сосна. Читатель узнает это дерево с первых строк. Сосна дремлет, одиноко стоя на холодной голой вершине. Она утешает себя мечтой.

Стихи второго четверостишия воспроизводят сон о сосне. Он увозит северянина в теплые края, где «жизнь» ладонь вашей руки. Она тоже одинока. Если сосна страдает от холода, пальма страдает от палящего солнца и «топливный обрыв». Сосна чувствует, что прекрасное южное дерево — это родственная душа, до которой она, к сожалению, не может добраться. Остается только наслаждаться короткими мечтами.

Под аллегорическим образом скрывается человек, который не может найти тех, кто спасет его от одиночества. Можно также утверждать, что северное дерево отражает внутреннее состояние лирического героя. Пальма – человек, близкий по духу Пайнсу (другому человеку.

Следует отметить, что в оригинале, в стихотворении Гейне, мужское дерево (в переводах других поэтов — дуб или кедр) жаждет пальмы, то есть перед нами любовная поэзия — «он» тоскует по «ее». Устранив из стихотворения мужской род (введя слово «сосна»), Лермонтов трансформирует идею стихотворения: речь идет не о любви, а об одиночестве.

Композиция

Стихотворение разделено на две части: описание спящей сосны и рассказ о сне. Формально произведение разделено на две строфы, соответствующие смысловой организации.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, прекрасный образец пейзажной поэзии. Поэтический размер — трех- и четырехфутовые амфибраки (нечетные строки на один фут длиннее четных чисел). М. Ю. Лермонтов использовал необычную рифму: перечеркнуть АБАБ (вторую и четвертую строки рифмы каждой строфы) и обвести АББА (первую и третью строки двухстрофных рифм).

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания аллегорических образов автор использовал художественные средства. Главную роль играет эпитет, в котором передается внутреннее состояние героев и условия их «жизни»: «одиноко стоит», «голая вершина», «далекая пустыня», «красивая пальма». В тексте присутствуют и метафоры персонификации – «. сосна дремлет. одета в рыхлый снег», «а она мечтает», «грустно. пальма растет» и сравнение – «одетый как плащ».