В трудные минуты А.С. Пушкин находил утешение в природе, поэтому в его творчестве очень тесно переплетаются пейзажи и интимные тексты. Примером может служить стихотворение «На холмах Грузии лежит тьма ночная…», которое изучается в 9 классе. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «На холмах Грузии лежит тьма ночная…» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – любовь и печаль.

Композиция — Произведение представляет собой лаконичный монолог лирического героя, который разделен на смысловые части: пейзажную зарисовку и рассказ героя о своих чувствах. Формально говоря, текст не делится на строфы.

Жанр: элегия.

Стихотворный размер — четырехстопный и гекзаметрный ямб с пирровой рифмой, перекрестной рифмой АБАБ.

Метафоры – «тьма ночная лежит на холмах Грузии», «печаль моя полна тобой», «ничто не тревожит и не тревожит моего уныния», «и сердце мое снова горит».

Прозвище — «печаль светлая».

История создания

Стихотворение появилось в 1829 году, после того как поэт сделал Н. Гончаровой предложение, но получил отказ. Александр Сергеевич понимал, что положительного ответа он, скорее всего, не получит, поэтому передал предложение через своего друга. Тем не менее поэт не смог уберечься от разочарования. Чтобы успокоить свое сердце, он отправился на Кавказ. Некоторое время поэт жил у друзей в Тифлисе. Именно здесь было написано стихотворение «На холмах Грузии лежит тьма ночная…».

Большинство исследователей уверены, что оно было навеяно чувствами к Н. Гончаровой. Но вопрос о том, кому посвящено стихотворение, остается спорным. Дочь генерала Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, поскольку в юности поэт путешествовал с семьей Раевского по Кавказу и Крыму, был в нее влюблен.

Тема

Кавказские мотивы были очень популярны в русской литературе первой половины XIX века. В анализируемом стихотворении они помогают раскрыть центральную тему чистой и светлой, но несчастной любви.

Первые строки описывают образ, который открывается его взору. Темнота ночи и шум Арагвы возбуждают высокие эмоции в сердце лирического героя. Он предается мыслям о любви. Их можно назвать откровением, адресованным любимому человеку.

Внутреннее состояние влюбленного неоднозначно: он признается, что ему грустно, но в то же время спокоен. Герой называет печаль светлой, затем поясняет: «Моя печаль полна тобой». Однако он не может забыть свою возлюбленную.

Последние строки выражают идею стихотворения: «и сердце снова горит и любит — потому что оно не может делать ничего, кроме любви».

Композиция

Анализируемое стихотворение представляет собой монологическое раскрытие лирического героя. Концептуально он делится на пейзажные зарисовки и психологические зарисовки. Формально стихотворение не разделено на строфы. Это октава, две строки которой посвящены природе, а остальные описанию состояния лирического героя. Такая организация подчеркивает единение души человека с природой.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в центре внимания человеческие эмоции. В стихотворении преобладает грустное настроение, хотя печаль «легкая». Оно написано четырехстопным и гекзаметрным ямбом с пирровым (нечетные строки на два фута длиннее четных). Поэт использовал перекрестную рифму АБАБ. В стихотворении чередуются мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В стихотворении мало средств выразительности. Тем не менее они играют важную роль в создании образа лирического героя, показывая его внутренний мир и воспроизводя его эмоциональное состояние.

В тексте преобладают метафоры – «на холмах Грузии лежит мрак ночи», «печаль моя полна тобой», «ничто не тревожит и не тревожит моего уныния», «и сердце мое снова горит». Большинство метафор служат для описания чувств лирического «Я». Эпитетов меньше, но они позволяют кратко передать чувства героя: «Грусть моя светла», «Мне грустно и светло». В стихотворении нет сравнений.

Вспомогательным инструментом передачи внутреннего состояния главного героя является интонация. В повести о печали и унынии поэт использовал многоточия и тире, которые помогают сделать паузу во время чтения. Интересно, что в стихотворении, изображающем личные переживания, в именительном падеже нет местоимения «я» — это «мне, мое», что указывает на мягкий исповедальный характер текста. Аллитерация здесь становится средством выразительности. Например, в описании преобладают слова с шипящими согласными «ж», «ч»: «Ничто не тревожит и не тревожит мое уныние». В тексте также много слов с согласной «л», что придает монологу нежность и подчеркивает ощущение легкой грусти.