Анализ стихотворения Есенина «Теперь уходим понемногу

Стихотворение С. А. Есенина «Теперь идем мало-помалу» — одно из произведений поэта, опубликованное в 1924 году. Его появление было следствием духовного кризиса, который переживал тогда поэт, невозможности его примирения с реальность вокруг него. Краткий анализ «Мы уходим теперь понемногу» по плану будет полезен при изучении стихотворения на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Тема – стихотворение о любви к жизни, неизбежности смерти, идее о том, что жить нужно здесь и сейчас.

Композиция — стихотворение условно разделено на три части: объявление темы, воспоминания поэта, страх смерти и последняя, ​​вселяет надежду, выражает любовь и желание жить.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер – стихотворение состоит из семи четверостиший, написанных пятистопным хореем с точной и неточной рифмой с перекрестной рифмой.

Метафоры – «там цветут кусты», «рожь лебединой шеей не звенит», «золотые во тьме поля».

Эпитет – «розовая вода», «на мрачной земле».

Персонификации — «..осины, которые..глядели в розовую воду».

История создания

Стихотворение «Теперь уходим понемногу» было написано Сергеем Есениным в 1924 году. В это время поэт испытал разочарование в окружающей действительности. Он не может принять установленную советскую власть, из-за чего испытывает душевное одиночество. В его стихах присутствуют темы трагической обреченности, но в то же время стремления найти свое место в изменившемся мире. К переживаниям поэта добавилось шокирующее известие о смерти его друга, поэта Александра Ширявцева. Все это находит место в изучаемом стихотворении. В ней поэт обращается к земле, к любимым местам и пытается переосмыслить свою жизнь.

Тема

Произведение пронизано темой жизни и смерти. Поэт осознает, как дорого ему было все, что он пережил, увидел и почувствовал, и сказал: «Я слишком много любил в этом мире…», «…рад, что я дышу и жив». Идея любви к жизни выражается в ностальгии и страхе, с которыми Есенин описывает свои воспоминания: «Прекрасная березовая чаща!», «…Эти поля, золотые в темноте». Автор описывает смерть: «В страну мира и благодати», оно контрастирует с жизнью на земле – «И на этой мрачной земле», но при этом не скрывает, что чувствует страх, боится. Он словно призывает читателя жить сейчас, наслаждаться всем.

Композиция

Стихотворение состоит из семи строф. Условно его можно разделить на несколько частей. В первом поэт в аллегорической форме дает понять, что он хочет сказать читателю: что смерть неизбежна, и всем людям придется уйти «В страну мира и благодати». Тогда он выражает свою любовь к жизни и окружающему миру, воспоминания. В предпоследней строфе автор приходит к мысли о неизбежности ухода из этого мира, где все драгоценно: «Поэтому я всегда трепещу перед уходящим хозяином». В следующих и последних четырех строках настроение резко меняется. Грустно, когда оно достигает своего апогея, в нем вдруг отражается надежда, привязанность к этой жизни, к другим. «Вот почему мне дороги люди…» — говорит Есенин, подытоживая свои внутренние переживания.

Стихотворение состоит из семи строф, представленных четвертями. Оно написано пятистопным хореем. Рифма употребляется точная (песок – меланхоличная, складчатая – жилки) и неточная (кустарник – уходящие, светлый – ветки). Способ рифмования – перекрестный (АБАБ), то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Жанр

Это лирическое стихотворение. В нем отражены самые сокровенные мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

В стихотворении используются различные средства выразительности. Среди них много метафор: «Там цветет подлесок», «Рюген не звенит лебединой шеей», «поля, золотые во тьме», «делает душу плотью». Чтобы ярко описать любимые места, поэт прибегает к персонификациям: «..осины, которые..глядели в розовую воду». Это также эпитет: «Розовая вода», «на мрачной земле», «скоропортящиеся активы». Также можно наблюдать аллитерацию в строке: «Рюген не звенит лебединой шеей», где повторяются шипящие звуки, посредством которых передается шипение в ушах. В целом использование поэтом выразительных средств весьма удачно; вместе они помогают создать образ лирического героя, наполненного тоской по прошлому.