Стихотворение С. А. Есенина «Теперь идем мало-помалу» — одно из произведений поэта, опубликованное в 1924 году. Его появление было следствием духовного кризиса, который переживал тогда поэт, невозможности его примирения с реальность вокруг него. Краткий анализ «Мы уходим теперь понемногу» по плану будет полезен при изучении стихотворения на уроке литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Тема – стихотворение о любви к жизни, неизбежности смерти, идее о том, что жить нужно здесь и сейчас.
Композиция — стихотворение условно разделено на три части: объявление темы, воспоминания поэта, страх смерти и последняя, вселяет надежду, выражает любовь и желание жить.
Жанр: лирическое стихотворение.
Поэтический размер – стихотворение состоит из семи четверостиший, написанных пятистопным хореем с точной и неточной рифмой с перекрестной рифмой.
Метафоры – «там цветут кусты», «рожь лебединой шеей не звенит», «золотые во тьме поля».
Эпитет – «розовая вода», «на мрачной земле».
Персонификации — «..осины, которые..глядели в розовую воду».
История создания
Стихотворение «Теперь уходим понемногу» было написано Сергеем Есениным в 1924 году. В это время поэт испытал разочарование в окружающей действительности. Он не может принять установленную советскую власть, из-за чего испытывает душевное одиночество. В его стихах присутствуют темы трагической обреченности, но в то же время стремления найти свое место в изменившемся мире. К переживаниям поэта добавилось шокирующее известие о смерти его друга, поэта Александра Ширявцева. Все это находит место в изучаемом стихотворении. В ней поэт обращается к земле, к любимым местам и пытается переосмыслить свою жизнь.
Тема
Произведение пронизано темой жизни и смерти. Поэт осознает, как дорого ему было все, что он пережил, увидел и почувствовал, и сказал: «Я слишком много любил в этом мире…»
, «…рад, что я дышу и жив»
. Идея любви к жизни выражается в ностальгии и страхе, с которыми Есенин описывает свои воспоминания: «Прекрасная березовая чаща!»
, «…Эти поля, золотые в темноте»
. Автор описывает смерть: «В страну мира и благодати»
, оно контрастирует с жизнью на земле – «И на этой мрачной земле»
, но при этом не скрывает, что чувствует страх, боится. Он словно призывает читателя жить сейчас, наслаждаться всем.
Композиция
Стихотворение состоит из семи строф. Условно его можно разделить на несколько частей. В первом поэт в аллегорической форме дает понять, что он хочет сказать читателю: что смерть неизбежна, и всем людям придется уйти «В страну мира и благодати»
. Тогда он выражает свою любовь к жизни и окружающему миру, воспоминания. В предпоследней строфе автор приходит к мысли о неизбежности ухода из этого мира, где все драгоценно: «Поэтому я всегда трепещу перед уходящим хозяином»
. В следующих и последних четырех строках настроение резко меняется. Грустно, когда оно достигает своего апогея, в нем вдруг отражается надежда, привязанность к этой жизни, к другим. «Вот почему мне дороги люди…»
— говорит Есенин, подытоживая свои внутренние переживания.
Стихотворение состоит из семи строф, представленных четвертями. Оно написано пятистопным хореем. Рифма употребляется точная (песок – меланхоличная, складчатая – жилки) и неточная (кустарник – уходящие, светлый – ветки). Способ рифмования – перекрестный (АБАБ), то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.
Жанр
Это лирическое стихотворение. В нем отражены самые сокровенные мысли и чувства лирического героя.
Средства выразительности
В стихотворении используются различные средства выразительности. Среди них много метафор: «Там цветет подлесок»
, «Рюген не звенит лебединой шеей»
, «поля, золотые во тьме»
, «делает душу плотью»
. Чтобы ярко описать любимые места, поэт прибегает к персонификациям: «..осины, которые..глядели в розовую воду»
. Это также эпитет: «Розовая вода»
, «на мрачной земле»
, «скоропортящиеся активы»
. Также можно наблюдать аллитерацию в строке: «Рюген не звенит лебединой шеей»
, где повторяются шипящие звуки, посредством которых передается шипение в ушах. В целом использование поэтом выразительных средств весьма удачно; вместе они помогают создать образ лирического героя, наполненного тоской по прошлому.
Комментирование закрыто