Э. Баратынский, как и другие писатели своего времени, пытался показать божественное начало поэтического творчества. Его мысли воплотились в строках стихотворения «Муза», посвященного не конкретной женщине, а духовным чувствам, вдохновляющим поэта на творчество. Это стихотворение изучается в 7 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Мышки» по плану.
Краткий анализ
Темой стихотворения является мышь, вдохновляющая своей простотой.
Композиция — Стихотворение представляет собой монологическое описание мышки. Что касается смысла, то его нельзя разделить на части, поскольку в линиях работы постепенно раскрывается главное качество мышки – ее величественная простота.
Жанр: элегия.
Поэтический размер — пятистопный ямб, перекрестная рифма АВАВ и смыкающаяся ААВВ.
Метафоры — «Меня не ослепляет моя мышь», «От влюбленной толпы не убегут», «Игра глазами», «Меня поражает вспышка света на ее лице, необычное выражение».
Эпитеты – «блестящая беседа», «спокойная простота», «едкое осуждение», «небрежная похвала».
История создания
Анализируемое произведение Е. Баратынский написал в 1829 году. К этому времени поэт уже опубликовал три стихотворения и издал сборник стихов. Творческие достижения подтолкнули его к размышлениям о сущности поэтического творчества. В эпоху Баратынского в русской литературе появилось множество стихотворений, посвященных музе. Евгений Абрамович тоже верил в божественное начало поэзии, но его муза отличается от «вдохновения» других поэтов.
Современные поэты Баратынского создавали образы богинь искусства под впечатлением красоты любимых женщин. Исследователи творчества Евгения Абрамовича утверждают, что его муза — прообраз духовных порывов, а не женщина. Хотя можно провести параллель между музой и женой поэта. Известно, что его жена Анастасия не отличалась красотой, но обладала незаурядным умом и хорошим вкусом.
Впервые стихотворение увидел мир всего через 6 лет после написания. В 1835 году оно было опубликовано в «Современнике».
Тема
В стихотворении поэт исследовал тему музы, дарующей вдохновение. В связи с этим развивается мотив божественного начала поэтического искусства. Основная тема определила систему образов произведения: лирический герой, муза и общество (свет). Последний является второстепенным персонажем.
Уже в первых куплетах лирический герой заявляет, что его муза вовсе не прекрасна. Она не влюбляет в себя молодых людей, не флиртует и не удивляет филигранными номерами. Однако видно, что герой любит свое вдохновение. Что его привлекает?
Дело в том, что его муза «сверкающий»
поражает выражением лица, выделяющимся из ряда других выражений. Простота и спокойствие добавляют красоты ее выступлениям. Эти качества заслуживают похвалы общества. Лирический герой уверен, что его мышь не будет осуждена.
В произведении Е. Баратынский реализовал идею о том, что суть поэтического творчества заключается в простоте и мыслях, заставляющих читателя задуматься над вечными вопросами.
Композиция
Стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Что касается смысла, то его нельзя разделить на части, ведь в линиях произведения постепенно раскрывается главное качество Музы – ее величественная простота. Текст также не разбит на строфы.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, поскольку автор размышляет над вечной проблемой. Поэтический размер – пятистопный ямб. Строки объединены перекрестной рифмой АВАВ и парной рифмой ААВВ. В стихотворении присутствуют мужская и женская рифмы.
Средства выразительности
Чтобы раскрыть тему и создать образ мышки, поэт использует метафоры – «Меня не ослепляет моя мышь», «они не убегут от толпы влюбленных людей», «играть глазами», «меня поражает вспышка света на ее лице необычного выражения»
; эпитет – «блестящая беседа», «спокойная простота», «едкое осуждение», «небрежная похвала»
.
Комментирование закрыто