Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва

Стихотворение Лермонтова «Молитва», написанное в 1839 году, представляет собой лирический монолог на христианские темы о силе молитвы. Полный и краткий анализ «Молитвы» по плану поможет познакомиться с идеей, проблемой и составом произведения, что будет полезно при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Тема – сила и роль молитвы в жизни человека.

Композиция представляет собой три строфы, объединенные лирическим монологом героя.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер — трехстопный и четырехстопный ямб, рисунок рифмы — крестики, мужская рифма чередуется с дактилической.

Метафоры – «сила слова», «печаль переполняет», «дышит священная красота”.

Эпитеты – «благодатная сила», «живое слово», «чудная молитва», «святое очарование”.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году и опубликовано в 1842 году, уже после смерти поэта. В 1839–40 Лермонтов посетил салон Карамзина, где, скорее всего, познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Принцесса была очень умной, образованной, красивой. Она увлекалась творчеством поэта и была в него влюблена.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княжну, они во многом были похожи и могли бы составить прекрасный союз. Однажды во время встречи поэт пожаловался, что его охватывает тоска и что на душе у него тяжело. На что юная княжна ответила, что в такие минуты надо молиться, и уныние пройдет. Поэт очень серьезно отнесся к ее словам, прислушался к ее совету и написал замечательное стихотворение. Эта замечательная женщина оказала серьезное влияние на его взгляды. Именно она взяла в печать после смерти поэта его стихотворение «Молитва.

Тема

Христианская тема стихотворения дополняется духовными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и мире. Оно написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформировались. В этом стихотворении лирический герой и сам автор представлены как одно лицо.

Поэт описал то самое блаженное состояние, известное только верующим людям. Это говорит о том, что в конце своей недолгой жизни автор нашел примирение с самим собой и с Богом. Прекрасное стихотворение, написанное, как молитва, простыми словами, стало для автора своеобразной ступенью духовного становления.

Идея: молитва обладает огромной силой, способной принести умиротворение человеку в трудную минуту. Основная идея: для человека важна вера; простые молитвенные слова, обладающие необыкновенной силой, помогают справиться с отчаянием, тревогой и меланхолией.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определенном этапе жизни. Его лекарство – искренняя молитва – всегда спасает. Лермонтов разработал «золотой рецепт» универсального средства от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта не является чем-то необычным, но на раннем этапе оно весьма неоднозначно проявлялось в его стихах. В «Бённе» чувствуется духовная зрелость и опыт автора.

Композиция

Первая строфа описывает тяжелое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, горе, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает суть слов, обращенных к Богу; традиционные линии чудесны и сильны. Не указано, о какой молитве идет речь в стихотворении. Но близость лирического героя в наступающем после молитвы состоянии умиротворения, чистоты, одухотворенности чувствуется в каждом стихе последней строфы: «И веришь, и плачешь, и так легко-легко…”. Слёзы – это состояние очищения, когда верующие молятся – это обычное явление. После них всегда будет «Одинокий” и мирный.
Стихотворение написано трехстопным ямбом с перекрестной рифмой.

Жанр

Стихотворение написано в жанре лирической поэзии. В нем заключены сокровенные мысли и чувства лирического героя. Черты романтизма еще присущи стихам Лермонтова, но он пересматривает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе виртуозное созвучие звука «у» придает звуку нотку церковного пения, легкость и вязкость.

Средства выразительности

Эпитеты – сила благодати, живое слово, чудесная молитва, святая красота – делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым и образным. В коротком стихотворении довольно много образов и других выразительных средств. Последние слова, описывающие состояние души, обретшей радость и покой, звучат так загадочно из-за повторения: «а потом легко, легко…”

Метафоры: “сила слов», «печаль переполняет», «святая красота дышит..в них”. Последняя метафора особенно прекрасна: автор наделяет молитвенные слова душой, они живут и дышат, то есть «оставаться” во всех смыслах этого слова.