Анализ стихотворения Цветаевой «На мои стихи, написанные так рано

Стихотворение «Пока я диктую, написанное так рано» изучается в 8 классе. Оно считается пророческим, поскольку юная поэтесса в своих строках смогла предсказать свой творческий путь, судьбу своих стихов, получивших широкое признание лишь после ее смерти. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Мои стихи, написанные так рано» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – судьба первого произведения поэта.

Композиция — Произведение представляет собой монолог лирической героини, который можно разделить на части по смыслу: рассказ героини о том, как создавались ее стихи, надежда на то, что ее творениям «придет свой черед». Формально стихотворение состоит из трех четверостиший.

Жанр: элегия.

Размер стихотворения – пятистопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры — «мои стихи.. сломались…, ворвались», «разлетелись в пыли по магазинам».

Эпитеты – это «непрочитанные стихи».

Сравнения – «падают, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «сгорают, как чертёнки», «мои стихи, как драгоценные вина, ещё придут».

История создания

М. Цветаева написала анализируемое произведение в 1913 году. На момент создания строк поэтессе было всего 20 лет. Тогда она была в Коктебеле с семьей и чувствовала себя счастливой в личной жизни. Тем не менее ее творчество не сразу заняло видное место в русской литературе.

До 1913 года Марина Ивановна успела издать три сборника, но признание получил только один. Большинство ранних стихотворений Цветаевой современные критики считали посредственными, без ярко выраженных идей и далекими от идеала с композиционной точки зрения. Подобные отзывы не заставили поэтессу отложить перо. Надежда на то, что ее творчество будет признано, не угасла в ее душе. Как видим, пророчество сбылось.

Стоит вспомнить известный биографический факт. Родственники и друзья Цветаевой отмечали, что поэтесса умела предсказывать будущее. Она часто рассказывала о загадочных вещах, которые впоследствии стали реальностью. Сама поэтесса признавалась, что ее произведения создавались ею самой, словно кто-то направлял ее руку. Именно так, по ее словам, и появились анализируемые строки.

Тема

Внимание автора сосредоточено на теме судьбы ранних произведений. Главными образами в стихотворении являются лирическая героиня и ее стихи. Во время чтения произведения воображение рисует юную поэтессу, полную жизненной энергии и оптимизма.

Первые четверостишия характерны для ранних стихотворений лирической героини. М. Цветаева показывает восприятие произведений их автора, и это придает описаниям особый смысл и эмоции. Ведь никто не знает стихотворений лучше, чем их «создатель». Лирическая героиня говорит, что строки вырвались из-под ее пера и ворвались «в святилище». Причастия «разрушенный» и «взорванный» очень точно отражают творческий порыв и вдохновение поэтессы. Она сравнивает стихи с фонтаном, ракетными искрами и чертями, предполагая, что они созданы сами по себе, и сдержать их невозможно.

Лирическая героиня не скрывает, что ее произведения не читали и не читают, что они пылятся на полках магазинов. Но она не считает их плохими, наоборот, сравнивает с «благородные вина». Стихотворение заканчивается оптимистическими высказываниями по поводу еще непрочитанных текстов «придет ее очередь».

Композиция

Произведение создано в форме монолога лирической героини, который разделен на смысловые части: рассказ героини о том, как рождались ее стихи, надежда на признание ее творений. Формально он разделен на три четверти. Особенность стихотворения в том, что оно состоит из одного предложения. Именно об этой скорости говорит лирическая героиня. Кажется, что все строки были написаны на одном дыхании.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. М. Цветаева использовала перекрестные рифмы АБАБ, мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как представляет собой печальные рассуждения на философские темы.

Средства выразительности

Выразительные средства играют важную роль в создании образа лирической героини и ее стихотворения. Дорожки, использованные Цветаевой, отличаются своей оригинальностью.

В тексте преобладают сравнения – это главный инструмент характеристики поэзии: «падают, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «сгорают, как чертёнки», «мои стихи, как драгоценные вина, ещё придут». Описания дополнены метафорами – «мои стихи.. сломались…, ворвались», «разлетелись в пыли по магазинам» и эпитет – «непрочитанное стихотворение».

Психологические акценты расставляются с помощью интонации. Когда эмоции переполняют лирическую героиню, поэт прибегает к риторическим восклицаниям. Аллитерация придает акцент некоторым строкам. Например, слова с согласными «ш», «з», «с» добавляют динамики»: «Вспыхивает, как брызги из фонтана, как искры из ракет».