Анализ стихотворения Цветаевой «Мне нравится, что ты мной не болеешь

Стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что ты мной не болеешь», ставшее впоследствии романсом, имеет интересную историю и рассказывает о любви, которая не случилась. Краткий анализ «Мне нравится, что ты мной не болеешь» по плану поможет ученикам 11 класса лучше понять смысл этого произведения и подготовиться к уроку литературы.

Краткий анализ

Тема стихотворения – любовь к мужчине, выраженная в нежелании.

Композиция тройная; Сама Марина Ивановна разделила свое стихотворение на три части, по две строфы в каждой.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер – пятистопный ямб.

Эпитет – «тяжелый шар», «удушающая волна», «адский огонь», «церковная тишина», «ночной покой», «закатные встречи”.

Метафоры – «мяч не уплывет под ногами», «я не болею тобой», «краснею, как удушающая волна», «спасибо и сердцем, и рукой”.

История создания

В 1915 году, когда было создано стихотворение «Мне нравится, что ты мною не болеешь», у Цветаевой уже был ребенок. И все же столь важные строки она посвятила человеку, который явно не был отцом ребенка.

На протяжении многих лет адресат этих строк был тайной, которую только в 1980 году открыла сестра поэта Анастасия Цветаева. Оказывается, стихотворение написано о втором муже Анастасии, Маврикии Минце. Но мало знать, кому посвящено произведение, важно понять подоплеку.

Молодой человек, оказавшийся в доме Цветаева, много времени проводил с сестрой поэта. На тот момент она была в разводе, воспитывала ребенка и о дальнейшем обустройстве личной жизни не мечтала. Но Маврикий очень заинтересовался Анастасией. Однако Марина не смогла устоять перед его обаянием. Мужчина восхищался ее талантом, но как женщина она привлекала его гораздо меньше. Правда, Анастасия была уверена, что сестра просто не мешает ее счастью. В любом случае любовь так и не была взаимной, но подарила миру красивые строки.

Сестры, ничего не скрывавшие друг от друга, хранили эту общую тайну от человека, которого обе любили.

Тема

«Мне нравится, что ты не устала от меня» — стихотворение о любви к недоступному мужчине. Героиня говорит ему, что она им не болеет и рада, что и он ею не болеет, но смысл произведения в корне противоположен этому высказыванию. Ей бы очень хотелось пережить с ним все чудесные моменты любви, но – и это выражено в грустных «Ой” — это невозможно.

Композиция

Композиционное деление произведения задала сама поэтесса: шесть строф, которые пропорционально разделены на три части.

Лирическая героиня первые две строфы посвящает своему непризнанию, гордо и изящно заявляя, что она рада не видеть мужчину объектом любви, рада, что не краснеет при его виде и твердо стоит на земле. — и рад, что эта симпатия не взаимна.

Вторая часть уже явно наполнена нотками сожаления, которое пока проявляется только в тоне повествования: там перечисляются такие характеристики влюбленности, как поцелуи и объятия, заканчивающиеся свадьбой, но на этот раз ее «Мне нравится” звучит гораздо менее уверенно.

В третьей части сожаление выражено прямо: она употребляет слово «Ой”, чтобы показать, что все сказанное выше есть только самоутешение. На самом деле она хотела отношений и любви этого мужчины.

Жанр

Это лирическое стихотворение. Признание, идущее из сердца лирической героини – женщины, уже познавшей, что такое чувство любви, и понимающей, что есть вещи поважнее. Она подчеркивает, что благодаря свободе от плотской страсти она может быть самой собой, не отвлекаясь на чувства любви. И это для нее очень важно.

Ямбическая перекрестная рифма, использованная для воплощения этой идеи, идеально подходит. Он дает поэтессе свободу выражать свои мысли изысканно и в то же время почти разговорно.

Средства выразительности

Как и во многих своих стихотворениях, Цветаева передает мысли и чувства лирической героини посредством богатой палитры художественных средств. Поэтому в «Мне нравится, что ты от меня не устал» она использует:

  • Эпитет – «тяжелый шар», «удушающая волна», «черепица», «церковная тишина», «ночной покой», «закатные встречи”.
  • Метафоры – «мяч не уплывет под ногами», «я не устал от тебя», «краснею удушающей волной», «спасибо и сердцем, и рукой”.

Они работают не только на то, чтобы передать идею, но и помогают нарисовать тонкий мир эмоций, который так сложно описать. Благодаря мастерству поэтессы читатель может в полной мере почувствовать все, что она чувствовала к объекту своей юношеской любви, имя которого теперь известно, — Маврикий Минц.