Стихотворение «Маленькие леса». Степь и Дали» – трогательное признание С. Есенина в любви к своей малой родине, передающее тоску поэта по своей малой родине. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «Маленького леса. Степь и даль» по плану, который поможет вам подготовиться к уроку литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Тема стихотворения – любовь к отечеству и природе отечества.
Композиция — Стихотворение создано в форме монолога-исповеди лирического героя. Условно его можно разделить на несколько частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о себе, признание в любви отцу отечеству. Формально произведение состоит из семи четверостиший.
Жанр: лирическое стихотворение.
Поэтический размер – четырехстопный хорей, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры — «заплакали игровые колокольчики», «Какие сани! Звук замёрзших осин», «он рад целовать почти каждую березку», «не одна великая слава затерялась в траве».
Эпитет – «игровые часы», «неприглядная дорога, но любимая», «фермерский сын», «калека».
История создания
С. Есенин рано вышел с порога отчего дома. Он быстро получил признание в литературных кругах, но его поэтическая карьера не смогла затмить крестьянскую душу Сергея Александровича. В 1925 году поэт уехал в родной город Константиново. Первые впечатления от встречи с родным городом пробудили в душе поэта воспоминания детства и юности. Они вдохновили Есенина на создание стихотворения «Маленький лес. Степь и даль». Позже поэт был разочарован увиденными переменами, но, несмотря на это, Константиново оставалось дорогим его сердцу уголком. Таким предстает село в анализируемом произведении.
Тема
В стихотворении С. Есенин раскрывает традиционный литературный мотив любви к родине. Это реализуется в монологе лирического героя. Лирическое «Я» автобиографично. Этот прием позволяет автору максимально приблизиться к читателю.
Тема раскрывается в несколько этапов. Во-первых, поэт описывает просторы, близкие его сердцу. Лирический герой, видимо, добрался до деревни ночью, глядя на свет луны, распространяющийся «во все концы». Внезапно его внимание привлекают колокола; кажется, этот звук запечатлелся в памяти героя еще в детстве.
Дорога проходит в центре ночного пейзажа. Незнакомец сразу говорит, что она «некрасивый»
. Тем не менее он очень любит эту дорогу, потому что по ней «все русские люди путешествовали»
. Это означает, что путь был протоптан ногами его предков. Любимая дорога вызывает в сердце героя бурю эмоций, и они изливаются гордой фразой: «Мой отец — фермер, и я — сын фермера»
.
Лирический герой осознает, что слава — ничто по сравнению с любовью «больная местность»
. Здесь он забывает, что он поэт. Затем он описывает трепетные чувства, которые возникают при виде родного города. Трогательный монолог завершается обращением к аккордеону, символизирующему душу русского народа.
Композиция
Анализируемое стихотворение представляет собой монологическую исповедь лирического героя. Условно оно разделено на несколько смысловых частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о своем происхождении, признание в любви к стране отца. Формально произведение состоит из семи четверостиший.
Жанр
Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. Стихи написаны четырехстопным ямбом. Автор использовал перекрестную рифму АБАБ.
Средства выразительности
Для раскрытия темы, воссоздания чувств лирического героя, его воспоминаний используются языковые средства. Автор вплел в строки метафоры – «Начали рыдать колокольчики», «Какие сани!» Звон замёрзших осин», «он любит целовать почти каждую березку», «более великая слава потерялась в траве»
и эпитет – «игровые часы», «неприглядная дорога, но любимый человек», «фермерский сын», «искалеченный участок»
.
Комментирование закрыто