Анализ стихотворения Пушкина «Мадонна

Любовные тексты А.С. Пушкина раскрывают перед читателем те грани поэта, которые невидимы в безвкусных биографиях. Стихотворение «Мадонна», изученное в 9 классе, хранит сокровенные мечты Александра Сергеевича, его представления об идеальной семье. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Мадонны» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – мечта об идеальной, счастливой семье; непорочный образ Мадонны.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя. По смыслу стихотворение делится на три части: рассказ об образе сна, описание образов Пречистой и Спасителя, рассказ об исполнении желания.

Жанр: сонет (два четверостишия и два терцета).

Поэтический размер — гекзаметр ямба, кольцевая рифма АББА, крест АБАБ и двустишие ААВВ.

Метафоры – «Я хотел вечно быть зрителем одного образа», «Они смотрели. во славе и в лучах», «Творец послал тебя мне, моя Мадонна».

Эпитеты – «старые мастера», «суеверно пораженные», «важное суждение», «чистая красота».

Сравнения – «с холста, как с облаков».

История создания

Стихотворение «Мадонна» появилось в записной книжке А. С. Пушкина в 1830 году. На его написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что первая красавица из столицы приняла предложение лишь со второго раза. Неудивительно, что Александр Сергеевич этому очень обрадовался.

Прежде чем получить радостную новость, поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что очарован картиной итальянского художника П. Перуджио. Изображенная на нем Мадонна очень напоминала поэту его избранницу. В собственном доме Пушкин также повесил портрет Мадонны с белыми волосами. Вскоре Наталья ответила, что поэту хотелось любоваться женой, а не картиной. Итак, в предвкушении семейной жизни, за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».

Тема

В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетающиеся друг с другом: мечта об идеальной семье и образ Мадонны. Трудно решить, какая тема является наиболее важной. Такое переплетение мотивов необычно для русской литературы. Для раскрытия темы автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, Мадонна и «спаситель», изображенные на картине, творец и Мадонна-любовница лирического героя. Образная система формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.

В первых строках лирический герой признается, что предпочитает украшать свой дом не картинами известных художников, чтобы показывать их гостям и выслушивать суждения «эксперты«, и портрет Мадонны. Его мечта — вечно смотреть на образ, изображающий Пречистую и Спасителя. В следующих стихах выясняется, что автор говорит не об иконе. Так он представляет себе идеальная семья: «она с величием, он с умом в глазах». Священные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.

В последней терцетте стихотворения герой говорит, что Создатель услышал его и исполнил его желание. Герой встретил свою Мадонну. Лирический герой не говорит ни слова о внешности женщины, но подчеркивает ее чистоту: «чистая красота, чистый образецзная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения, нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.

Композиция

Анализируемое произведение представляет собой монолог лирического героя, в котором постепенно раскрывается авторское представление об идеальной семье, идеальной женщине. По смыслу стих делится на три части: рассказ об образе сна, описание образов Пречистой и Спасителя, рассказ об исполнении желания. Формальная композиция — сонет .
Поэтический размер – гекзаметр ямба. А. Пушкин использовал все виды рифм.

Жанр

Жанр стихотворения – сонет (лирическое стихотворение из 14 строк: (два четверостишия и два терцета). Лирический герой предается мечтам и тихим мыслям, но мысли эти светлые.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение выразительными средствами. Однако тропы помогают раскрыть тему и показать эмоции и чувства героев. В тексте есть метафоры – «Мне хотелось быть вечным зрителем одного образа», «Так. во славе и лучах», «Тебя мне послал Создатель, моя Мадонна», эпитет – «старые мастера», «суеверное чудо», «важное суждение», «чистая красота» сравнение – «с холста, как с облаков».