Анализ стихотворения Пастернака «Любить других — тяжкий крест

В биографии Пастернака было три женщины, которых можно назвать его музами. В то же время двоим из них посвящено стихотворение «Любить других – тяжкий крест…», написанное в форме монологического обращения. Его изучают в 11 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Любить других – тяжкий крест…» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1931 года, через два года после знакомства с Зинаидой Нейгауз.

Тема стихотворения — любовь; думать о том, в чем красота женщины, которую ты любишь.

Композиция — Стихотворение создано в форме монологического обращения к любимому человеку. Оно лаконично, но тем не менее разделено на смысловые части: попытка героя раскрыть тайну особой красоты своей возлюбленной, краткие размышления о способности жить без «грязи» в сердце.

Жанр: элегия.

Поэтический размер — написан четырехстопным ямбом, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры – «любить других – тяжкий крест», «обаяние твое равно тайне жизни», «порыв мечтаний», «порыв новостей и истин», «вытряхнуть из сердца словесный мусор».

Эпитет – «ты красивая», «смысл..самоотверженный», «не большая хитрость».

Сравнение – «твоё мнение, как воздух, бескорыстно».

История создания

Историю создания стихотворения следует найти в биографии Пастернака. Первой женой поэта была Евгения Лурье, художница. Она не любила и не хотела справляться с повседневной жизнью и все свое время посвящала творчеству. Борису Леонидовичу приходилось самому заниматься домашним хозяйством. Ради любимой жены он научился готовить и стирать, но длилось это недолго.

В 1929 году поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, женой своего друга-пианиста Генриха Нейгауза. Скромная миловидная женщина сразу понравилась Пастернаку. Однажды он прочитал ей свои стихи, и вместо похвалы или критики Зинаида сказала, что ничего из прочитанного не понимает. Автору понравилась эта искренность и простота. Он обещал написать более понятно. Роман Пастернака и Нейгауза развивался, она ушла от мужа и стала новой музой поэта. В 1931 году появилось это стихотворение.

Тема

Стихотворение развивает популярную в литературе тему любви. Жизненные обстоятельства поэта накладывают отпечаток на строки произведения, поэтому читать стихи необходимо в контексте биографии Пастернака. Лирический герой произведения полностью сливается с автором.

В первой строке Пастернак намекает на отношения с Евгенией Лурье, которую действительно было нелегко полюбить, поскольку женщина была вспыльчива и капризна. Тогда лирический герой обращается к своей новой возлюбленной. Ее преимущество: «красивая без изюминок», то есть у нее нет высокого интеллекта. Поэт считает, что именно это придает избраннице очарование: она более женственна и может быть прекрасной хозяйкой.

Автор считает, что любимая живет не столько умом, сколько чувствами, чтобы слышать сны, новости и истины. Она естественна как воздух. В последней строфе поэт признается, что рядом с такой женщиной ему легко измениться. Он понял, что это очень просто «Отряхните словесную грязь из сердца» и предотвратить засорение в будущем.

Композиция

Стихотворение создано в форме монологического обращения к любимому человеку.Его можно разделить на смысловые части: попытка героя раскрыть тайну особой красоты своей возлюбленной, краткие размышления об умении жить без «сора» в сердце. Формально произведение состоит из трёх строф.

Жанр

Жанр стихотворения — элегия, поскольку автор размышляет о вечной проблеме; в первой строке чувствуется грусть, видимо потому, что он это почувствовал «тяжелый крест». В работе присутствуют и признаки послания – обращения к близкому человеку. Поэтический размер – четырехстопный ямб. Автор использует перекрестную рифму АБАБ.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и создать образ идеальной женщины, Пастернак использует художественные средства. Метафора играет главную роль: «любить других – тяжкий крест», «твоё обаяние равносильно тайне жизни», «порыв мечтаний», «порыв новостей и истин», «вытряхнуть словесный мусор из сердца». Эпитетов в тексте гораздо меньше: «ты красивая», «смысл..самоотверженный», «не большая хитрость». Сравнение: «твоё мнение, как воздух, бескорыстно».