Многие критики восхищались поздними стихами М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие творения» поэта. К поздней лирической поэзии относится и «Лист», изучаемый школьниками в 6-м классе. Главный мотив произведения – одинокий человек, который не может обрести покой. Мы предлагаем вам облегчить подготовку к уроку, воспользовавшись кратким анализом «Приложения» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения — «приключения» листа, сорванного с дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноким в чужом ему обществе.

Композиция — Стихотворение условно разделено на смысловые части: рассказ о начале путешествия листа, разговор листа с платаном. Его формальная организация состоит из 6 кварталов.

Жанр: элегия.

Поэтический размер — пятистопный амфибрах, парная рифма ААВВ.

Метафоры – «летают райские птицы», «я раскинул по небу ветви», «мои корни омывает холодное море».

Персонификации — «ветер шепчет с ней, ласкает зеленые ветки», «они поют песни в честь короля-русалок», «вы пыльны и желты — и не ровня моим свежим сыновьям».

Эпитет — «родная ветвь», «жестокая гроза», «молодой платан», «райские птицы», «высокий платан», «тяжелая родина», «изумрудные листья».

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 года, когда Михаил Юрьевич вернулся на Кавказ после отпуска. В этот период поэт часто задумывался о смысле жизни, глубокие мысли оставались в строках его стихов.

Стоит отметить, что мотивы «Листа» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт по-своему интерпретировал творчество своего французского коллеги: он ввел новые образы, добавил строки и внес изменения в ритмическую организацию.

Через два года «Листок» Лермонтова был опубликован в «Отечественных записках».

Тема

Стихотворение можно понимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нем можно выделить две темы: приключения листа, сорванного с дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноким в чужом ему обществе. В связи с этими темами реализуется мысль о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что высшее общество не принимает людей, имеющих более низкий статус или меньшие доходы.

В центре работы – изображения блуждающего листа и роскошного платана. Лирический герой выступает в роли рассказчика. Понятно, что он в курсе ситуации с клинком, но герой не раскрывает своих чувств.

В первой строфе стихотворения рассказывается, как дубовый лист оказался на пляже. Он вышел «из ветки» и прежде чем он успел оглянуться, буря унесла его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел платан с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило журнал своей красотой. Он стал умолять смоковницу принять его. Незнакомец рассказывает о своей печальной судьбе, но прекрасное дерево равнодушно к его прошлому.

Стихотворение заканчивается высокомерным ответом молодого платана. Она высокомерно говорит, что инопланетянин многое видел, но все это не имеет значения, ведь клинок пыльный и желтый. Из-за своей непривлекательной внешности он не может быть ей парой «сыновья».

Композиция

Стихотворение условно разделено на смысловые части: рассказ о начале путешествия листа, разговор листа с платанами. Формальная композиция сложнее семантической. Произведение состоит из шести четверостиший. Содержание произведения требовало от поэта синтаксического разнообразия. В тексте переплетаются авторский рассказ и линии главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, в строках преобладает грустное настроение и разочарование. Имеются также элементы сюжетного текста, поскольку его можно отличить от экспозиции, сюжета, развития событий, кульминации и развязки. Поэтический размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал связную систему рифмований ААВВ. В тексте присутствуют женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты раскрытия темы и реализации идеи через изображения природы.

Персонификации играют ключевую роль: «Ветер шепчет с ней и ласкает зеленые ветки», «Они поют песни о славе короля русалок», «Вы пыльные и желтые — и вам не сравниться с моими свежими сыновьями»метафора: «качаются райские птицы», «Я раскинул по небу свои ветви», «мои корни омывает холодное море» .Эпитеты дополняют образы: «родная ветка», «жестокая гроза», «молодой платан», «райские птицы», «высокий платан», «тяжелая родина», «изумрудные листья».

В стихотворении важную роль играет интонация. Это делает речь персонажей более выразительной и помогает точнее передать их чувства. В некоторых стихотворениях внутреннее состояние героев передается с помощью аллитерации, например, растерянность и одиночество листа описывается словами с согласной «р».