Творчество В. Маяковского многогранно и неординарно. Поэт интересно представил политические события, что видно из «Марша левых». Мы предлагаем облегчить работу над произведением, воспользовавшись кратким анализом «Левого марша» по плану, который поможет подготовить урок литературы в 11 классе.
Краткий анализ
Тема стихотворения — призыв к борьбе за завоевания пролетариата.
Композиция — Произведение представляет собой монолог — обращение лирического героя к солдатам. История героя не разделена по смыслу на части. Автор постепенно подбирает аргументы для поощрения защитников. Текст разбит на строфы.
Жанр – март.
Поэтический размер – написан ударным стихом, перекрестной рифмой .
Метафоры — «пусть поднимется британский лев и оскалится короной», «пусть сталь льется из левой», «пусть мир держит пальцы на горле пролетариата», «раскрасит небо флагами».
Эпитет – «словесная клевета», «солнечная страна».
Персонификация: «Ваше слово, товарищ Маузер».
История создания
Русская литература начала ХХ века была продиктована самой историей. В нем были популярны вопросы революций и войны. Творчество В. Маяковского также связано с историческими событиями.
Первая мировая война стала одной из причин революции 1917 года, ведь Россия стала ее участницей благодаря амбициям Николая II. Кровопролитие продолжалось до 1919 года. Страна была ослаблена внутренними потрясениями, поэтому Антанта видела в ней легкую добычу. Защитники новой России сдались. Надежда на победу угасала с каждым днём. В таких условиях Владимир Владимирович написал «Левый марш». Произведение было создано за полчаса, пока поэт ехал в Петербург на встречу с моряками. Стихами автор хотел поднять боевой дух солдат и убедить их вернуться на фронт.
Тема
Строки анализируемого стихотворения раскрывают тему борьбы с врагом. В центре произведения лирический герой, обращающийся к солдатам. Поэт призывает военных отказаться от пустых разговоров и начать действовать. Он считает, что в этой борьбе слово можно дать только «Товарищ Маузер»
. Только он может изменить ход истории.
В следующих строфах лирический герой говорит о врагах. Он понимает, что они настроены серьезно, но настаивает на том, что Россия непобедима. Главное, по его мнению, не оглядываться на прошлое: «Посмотрим на старое?»
. Уверенность в победе возрастает с каждой линией. В последних куплетах лирический герой призывает закрыть небо флагами. Ситуация в стране не может не вызвать у него иронического замечания: «Кто туда ходит?»
. Эта деталь говорит о том, что в стране своя борьба.
В стихотворении реализуется мысль о том, что в самые трудные минуты нельзя оставить отечество без защиты, особенно когда враг точит о него зубы».
Композиция
Произведение представляет собой монологическое обращение лирического героя к солдатам. История героя не разделена по смыслу на части. Автор постепенно подбирает аргументы для поощрения защитников. Текст разделен на строфы, написанные в духе футуризма. Особенность работы – трехкратное повторение команды «Левый!»
в каждой строфе.
Жанр
Жанр анализируемого произведения – марш – лироэпический жанр гражданской поэзии, возникший в русской литературе в советское время. Основоположником маршевой формы стиха является В. Маяковский. Стихотворение написано акцентированным стихом. Перекрестная рифма.
Средства выразительности
В пропагандистской работе В. Маяковского важную роль играют художественные средства.
В тексте есть метафоры – «ваше слово, товарищ Маузер», «пусть британский лев поднимется и обнажит свою корону», «сталь выльет железо», «скрепит пальцы мира на горле пролетариата», «раскрасит небо флагами»
и эпитет – «словесная клевета», «солланд».
персонификации – «Ваше слово, товарищ Маузер».
Комментирование закрыто