Стихотворение Марины Цветаевой «Кто сделан из камня» основано на значении ее имени, олицетворяющего стихию воды. Произведение жизнерадостное, хотя и писалось в трудный для автора период. Полный и краткий анализ «Кто сделан из камня» по плану будет полезен при подготовке к уроку литературы в 11 классе.
Краткий анализ
Тема – поэт и толпа, непонимание, неприятие и в то же время отбор и величие тех, кто создает бессмертное искусство.
Композиция представляет собой четыре строфы, объединенные монологом лирической героини.
Жанр – лирическое стихотворение, напоминающее оду творческому свободному человеку.
Поэтический размер — амфибрахий, придающий плавное, ритмичное звучание лирическим произведениям Цветаевой.
Эпитеты – «распущенные кудри», «весёлая пена», «смертоносная пена”.
Метафоры – «гранитные колени», «морская пена”.
Фразеологизм – соль земли, означающий выбор, превосходство в обычной жизни.
История создания
Тема
Тема поэта и толпы, изоляции, выбора творческой личности. Для Цветаевой это одна из любимых тем, к которой она возвращается на всех этапах творческой карьеры. Лирический герой размышляет о судьбе и воле каждого человека. Она отличается от обычных людей, которые «окаменевший”
или же бросились, приспособились (именно это имеется в виду, когда поэт говорит о людях, сделанных из глины). Эта работа пронизана оптимизмом и верой в будущее. Озорной, веселый характер цветаевских стихов, самовозвеличивание — не что иное, как завеса от боли и страданий, постигших Марину Ивановну. Она пророчит свое бессмертие в поэзии, в таланте, который является залогом ее воскрешения. Изображение кажется читателю ярким и уникальным «морские брызги”
(символизирует поэта) который «серебро и искры”
. Внешняя сторона ее жизни кажется непринужденной и легкой, чего и хотел автор. Торжествуя над толпой завистников и предателей, она утверждает свое поэтическое величие и личное свободное, спокойное существование. Она хотела, чтобы враги видели ее такой, и, несмотря на боль и множество испытаний, ее поэтическое предсказание сбылось.
Композиция
Композиция состоит из четырех строф (по четыре стиха в каждой). Аналогично начинаются первые две строфы “Кем создан…
Эта анафора делает стихотворение близким к песенному жанру, создает эффект бегущих к берегу волн, исчезает и придает звучанию ритмичность. В первом четверостишии происходит своеобразное вступление: лирическая героиня представляется и раскрывает свою сущность.Все последующие строфы содержат противоречия в системе «поэт — толпа».В последнем четверостишии поэт восклицает и провозглашает торжество своей внутренней бушующей стихии моря — бесконечно свободной, неподвластной времени и человеческим законам.
Поэтический размер — амфибрахий, придающий плавное, ритмичное звучание лирическим произведениям Цветаевой.
Жанр
Лирическое стихотворение. В нем собраны самые сокровенные мысли и чувства лирической героини, ее размышления о значении поэта и поэзии в жизни.
Средства выразительности
Эпитет: распущенные кудри, веселая пена, смертельная пена
.
Метафора: гранитные колени, морская пена
.
Антитеза: гробы и надгробия, предназначенные для «плотских», простых людей, духовно бедных людей, противопоставляются веселой беззаботной волне, морской пене (имя Марина означает «море»), которая не исчезает и не умирает, а прорывается наружу «Через каждое сердце, через каждую сеть”.
Аллитерация следует почти за каждой строкой стихотворения, создавая эффект волн, течения, плавности, плеска.
Комментирование закрыто