Анализ стихотворения Цветаевой «Кто сделан из камня

Стихотворение Марины Цветаевой «Кто сделан из камня» основано на значении ее имени, олицетворяющего стихию воды. Произведение жизнерадостное, хотя и писалось в трудный для автора период. Полный и краткий анализ «Кто сделан из камня» по плану будет полезен при подготовке к уроку литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Тема – поэт и толпа, непонимание, неприятие и в то же время отбор и величие тех, кто создает бессмертное искусство.

Композиция представляет собой четыре строфы, объединенные монологом лирической героини.

Жанр – лирическое стихотворение, напоминающее оду творческому свободному человеку.

Поэтический размер — амфибрахий, придающий плавное, ритмичное звучание лирическим произведениям Цветаевой.

Эпитеты – «распущенные кудри», «весёлая пена», «смертоносная пена”.

Метафоры – «гранитные колени», «морская пена”.

Фразеологизм – соль земли, означающий выбор, превосходство в обычной жизни.

История создания

Стихотворение «Кто сделан из камня» было написано Мариной Цветаевой в трудные годы, когда ее стихи запрещались, не печатались, а личные драмы следовали одна за другой. Не прошло и месяца, как умерла от голода ее трехлетняя дочь, муж исчез в ссылке, а вестей от него не было. Сама поэтесса находилась в тяжелом материальном положении, но старалась держаться, несмотря на режим, завистников и врагов. Стихотворение датировано 23 мая 1920 года, вошло в сборник «Версты», принадлежит к циклу ННВ (Николай Николаевич Вышеславцев). Портретист Вышеславцев дружил с Мариной Цветаевой, она была им увлечена. Впрочем, страсть вскоре сменилась разочарованием. Сборник «Версты» вышел в 1922 году небольшим тиражом. Стоит отметить, что образ моря, как самой стихии, был очень близок Цветаевой; она любила море так же, как А. С. Пушкин.

Тема

Тема поэта и толпы, изоляции, выбора творческой личности. Для Цветаевой это одна из любимых тем, к которой она возвращается на всех этапах творческой карьеры. Лирический герой размышляет о судьбе и воле каждого человека. Она отличается от обычных людей, которые «окаменевший” или же бросились, приспособились (именно это имеется в виду, когда поэт говорит о людях, сделанных из глины). Эта работа пронизана оптимизмом и верой в будущее. Озорной, веселый характер цветаевских стихов, самовозвеличивание — не что иное, как завеса от боли и страданий, постигших Марину Ивановну. Она пророчит свое бессмертие в поэзии, в таланте, который является залогом ее воскрешения. Изображение кажется читателю ярким и уникальным «морские брызги” (символизирует поэта) который «серебро и искры”. Внешняя сторона ее жизни кажется непринужденной и легкой, чего и хотел автор. Торжествуя над толпой завистников и предателей, она утверждает свое поэтическое величие и личное свободное, спокойное существование. Она хотела, чтобы враги видели ее такой, и, несмотря на боль и множество испытаний, ее поэтическое предсказание сбылось.

Композиция

Композиция состоит из четырех строф (по четыре стиха в каждой). Аналогично начинаются первые две строфы “Кем создан…Эта анафора делает стихотворение близким к песенному жанру, создает эффект бегущих к берегу волн, исчезает и придает звучанию ритмичность. В первом четверостишии происходит своеобразное вступление: лирическая героиня представляется и раскрывает свою сущность.Все последующие строфы содержат противоречия в системе «поэт — толпа».В последнем четверостишии поэт восклицает и провозглашает торжество своей внутренней бушующей стихии моря — бесконечно свободной, неподвластной времени и человеческим законам.

Поэтический размер — амфибрахий, придающий плавное, ритмичное звучание лирическим произведениям Цветаевой.

Жанр

Лирическое стихотворение. В нем собраны самые сокровенные мысли и чувства лирической героини, ее размышления о значении поэта и поэзии в жизни.

Средства выразительности

Эпитет: распущенные кудри, веселая пена, смертельная пена.

Метафора: гранитные колени, морская пена.

Антитеза: гробы и надгробия, предназначенные для «плотских», простых людей, духовно бедных людей, противопоставляются веселой беззаботной волне, морской пене (имя Марина означает «море»), которая не исчезает и не умирает, а прорывается наружу «Через каждое сердце, через каждую сеть”.

Аллитерация следует почти за каждой строкой стихотворения, создавая эффект волн, течения, плавности, плеска.