»Крестьянские дети» — одно из произведений Н.А. Некрасова, которое можно назвать его визитной карточкой. В ней поэт описывает радости и трудности жизни крестьянских детей. За описаниями бытовых сцен скрывается волнение за будущее маленьких героев, на первый план выходит тема трудной судьбы русского народа. Стихи изучаются в 5 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «крестьянских детей» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – жизнь крестьян и их детей.
Композиция — Анализируемое стихотворение построено как монологическое рассуждение лирического героя о судьбах крестьянских детей. В начале стихотворения автор дает вступительный эпизод, позволяющий понять, что заставило задуматься лирического героя. Вступление построено в форме полилога. Смысл произведения разделен на несколько частей. Монолог лирического героя состоит из строф с разным количеством стихов.
Жанр: стихотворение.
Поэтический размер — амфибрахический тетрастоп, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры — «видят лучи солнца», «душу тронула нежность», «я совершила грибной набег», «из души ушла тоска», «мысли честные, не имеющие воли», «очарование детства» поэзия».
Эпитеты — «серые, карие, голубые глаза», «святая душа», «вязы густые, древние», «оглушительная кора».
Сравнения – «перемешались, как цветы в поле», «бурые головы над пустынной рекой, как дикобразы на лесной поляне», «а ноги длинные, как прутья».
История создания
История создания произведения тесно связана с детством Н. Некрасова. Всем известно, что он вырос в имении своего отца-помещика. Хозяин сын не стыдился играть с крестьянскими детьми, напротив, ему нравилась такая веселая компания. Николай Алексеевич участвовал во всех весельях детей, поэтому так ярко описал их в стихотворении.
Став взрослым, поэт любил ходить на охоту. В начале июля 1861 года в Грешнево Ярославской губернии Николай Алексеевич написал «Крестьянское дитя». Он работал над произведением около двух недель. Портрет лирического героя стихотворения автобиографичен.
Тема
Написанное вскоре после освобождения крестьян от крепостной зависимости, стихотворение посвящено важной теме в творчестве поэта-гражданина – судьбе русского народа.
Эта проблема была распространена в литературе того времени. Главную роль в стихотворении играет собирательный образ детей и лирического героя. Детство крестьянина представлено с точки зрения лирического героя. Он знает обо всех детских забавах, хотя сам дворянин.
Стихотворение начинается с небольшого рассказа лирического героя о том, что он вернулся в деревню, где охотится и пишет стихи. После охоты герой уснул в сарае, а проснувшись, заметил, что в щели заглядывают дети. Не подавая виду, что видит мальчиков, он прислушивался к их шепоту.
Дети с интересом наблюдали за охотником, отмечая каждую деталь его внешности. Им было смешно, что у героя была борода, потому что они знали, что у «только» есть усы. Дети увидели на шляпе часы и стали угадывать цену. Для крестьянских детей все было диковинкой. Героя боялись, видимо, не раз наблюдали, как «бары» обращались с крестьянами. Немного пошептавшись, ребята поспешили прочь, потому что заметили, что охотник проснулся.
После полилога лирический герой произносит монолог о крестьянских детях. Он признается, что завидует их беззаботному детству, свободному от науки. Ему нравится смотреть, как играют дети, и помогать взрослым. Этой публике все кажется забавным. Лирический герой вспоминает, как когда-то играл с крестьянскими детьми. Ностальгическая атмосфера не надолго его умиротворяет.
Вскоре герой начинает рассматривать «обратную сторону медали». Он хорошо понимает, что без науки эти дети обречены на тяжелый труд и плохую жизнь. Свои мысли он подтверждает случаем из своей жизни. Однажды лирический герой встретил шестилетнего мальчика, который помогал отцу заготавливать дрова в лесу, ведь других мужчин в их семье не было.
Стихотворение заканчивается оптимистично. Лирический герой показывает ребятам, на что способна его собака. Дети с удовольствием рассматривают эти «вещи», но подойти к мастеру все равно не решаются.
Основную мысль стихотворения можно сформулировать так: детство крестьянских детей счастливое, полное ярких впечатлений, но без науки их ждет печальная участь в будущем.
Композиция
Композиция произведения оригинальна. Оно построено в форме монолога-рассуждения лирического героя о судьбах крестьянских детей. В начале стихотворения автор дает вступительный эпизод, позволяющий понять, что заставило задуматься лирического героя. Введение написано в форме полилога. По смыслу произведение разделено на несколько частей: рассказ о том, как дети смотрят на спящего барина, размышление о положительных сторонах судьбы крестьян, размышление о ее отрицательных проявлениях и заключение. Монолог лирического героя разбит на строфы с разным количеством стихов.
Жанр
Жанр произведения – стихотворение, поскольку имеет сюжет и лирические отступления. Поэтический размер — тетрастоп амфибрахии. Н. Некрасов использует перекрестную рифму АБАБ, некоторые строки не рифмуются. Здесь есть как мужские, так и женские рифмы.
Средства выразительности
Чтобы раскрыть тему и реализовать идею произведения, автор использовал выразительные средства. В тексте преобладают метафоры: «видят солнечные лучи», «прикосновение тронуло душу», «я совершила грибной набег», «из души ушла тоска», «честные мысли, не имеющие воли», «очарование детской поэзии»
. Изображения дополнены эпитетами – «фантастические звуки», «сонная тоска», «заядлый читатель», «дикий критик», сатиры «мерзкие и обидные», «толстые, древние вязы»
, сравнения – «они смешались, как цветы в поле», «коричневые головы над пустынной рекой, как дикобразы на лесной поляне», «и ноги у них были длинные, как шесты».
Комментирование закрыто