Стихотворение М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющее поле» отражает мысль о том, что человек может обрести счастье и приблизиться к Богу только в гармонии с природой. Полный и краткий анализ «Когда касается желтого поля» по плану будет полезен при подготовке урока литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Тема – связь природы и духовного развития человека.

Композиция представляет собой период, состоящий из 4 строф. Три строфы – это описание природы глазами лирического героя, последняя строфа – философское размышление.

Жанр: лирическое стихотворение.

Размер стихотворения — гекзаметровый ямб с перекрестной рифмой; в последней строфе кольцевая рифма.

Эпитет — свежий лес», «нежная тень», «малиновая слива», «смутный сон», «загадочная сага», «ледяная весна», «душистая роса», «красный вечер», «ландыш серебристый», » золотой час», «мирная страна”.

Персонификация — «нива волнуется», «слива прячется», «ландыш кивает», «ключ играет и лепечет”.

История создания

В 1837 году, написав стихотворение «Смерть поэта», посвященное смерти А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов взят под стражу на время расследования дела и принятия решения. Замечательные строки стихотворения «Когда растревожится желтое поле» были созданы в петербургской тюрьме. Поэт написал ее углем на бумаге, куда была завернута еда. Именно там, в тюрьме, он ощутил всю прелесть единения с природой, насладился простым, но не всем доступным, свободным миром природы.

Объемное изображение пейзажей, принадлежащих разным временам года, подчеркивает тот факт, что написанное было не результатом наблюдения за таким изображением, а идеей, созревшей в воображении автора. В 1840 году оно было опубликовано в сборнике стихов М.Ю. Лермонтов.

Тема

Связь природы и духовного мира человека. Богатое, яркое описание природы подытожено философским заключением и душевными переживаниями лирического героя. Проблема в том, что без связи с природой, дающей человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы – это своего рода путь к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея в том, что человек может пережить моменты счастья в единении с природой, это проводник для человека, его связь с божественной силой.

Именно это и хотел показать автор; он осознал эту истину тогда, когда ему было недоступно только восхищаться своей первоначальной природой. Воспоминания о беззаботном детстве, лучшие пейзажи, запечатленные в памяти автора, переданы лирическим героем стихотворения. Наиболее ярко лирический герой обнаруживает свое присутствие в последней строфе, когда признает свое утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она – невидимый мост к Богу, к душевному спокойствию и утешению от забот.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф (по 4 стиха в каждой), синтаксически объединенных в одно предложение – точку. Это делает его особенно динамичным. Зависимые предложения – это все стихотворение, кроме последней строфы. Они приводят к результату, философскому осознанию лирического героя о том, что происходит в его душе, когда «Нива волнуется”, «Ландыш кивает”, «Ключевая болтовня саги”. Первые три строфы начинаются со слова «Когда”, последнее четверостишие – «Затем”, что подчеркивается анафорой во втором стихе (Тогда смиряется тревога души моей, тогда исчезают морщины на лбу моем, и я могу воспринимать счастье на земле, и на небе я вижу Бога). В первых трёх четверостишиях автор рисует захватывающие картины природы, в последней строфе – внутренний мир лирического героя.
Стихотворение написано гекзаметровым ямбом (последний стих имеет 4 стопы), иногда они «теряются» из-за длинных слов, это создает особый ритм и стих, характерный для многих стихотворений Лермонтова.

Жанр

Это лирическое стихотворение пейзажного характера с философским обобщением в последней строфе. Его нельзя считать просто пейзажем из-за присутствия в последней строфе основной мысли, выражающей философскую направленность. Стихотворение нельзя отнести и к простой философской поэзии, оно содержит полноценный пейзажный сюжет, прекрасный по своему содержанию.

Средства выразительности

В произведениях Лермонтова много ярких эпитетов («Свежий лес», «Сладкая тень», «Малиновая слива», «Смутный сон», «Таинственная сага», «Ледяная весна», «Ароматная роса», «Красный вечер», «Ландыш серебристый», «Золотой» час», «Мирная земля”), что заметно выделяет его среди других стихотворений этого периода. Картины, описанные автором, кажутся читателю очень яркими благодаря его художественной «щедрости». Стихотворение насыщено персонификациями: «нива волнуется», «слива прячется», «ландыш кивает», «ключ играет и лепечет”.