Стихотворение А.С. Пушкина «Кавказ», которое поэт написал под впечатлением от красоты Кавказских гор и вновь обретенной свободы, традиционно изучается на уроках литературы в 7 классе. Полный и краткий анализ «Кавказа» по плану облегчит подготовку к уроку и поможет глубже понять тему.

Краткий анализ

Тема – стихотворение «Кавказ» относится к пейзажным текстам. Автор восхищается видами с горных вершин и природными богатствами Кавказа.

Композиция состоит из четырех шестистрочных линий, которые представляют собой серию картин горного пейзажа. Личность автора прослеживается только в первом из них. Оригинал содержит дополнительные шесть строк, имеющих решающее значение, из-за чего официальная версия кажется немного незавершенной.

Жанр: лирическое стихотворение. Он описывает пейзаж через призму восприятия лирического героя.

Поэтический метр – произведение написано четырехстопным амфибрахием. Рифма в каждой шестистишии смешанная: первые четыре куплета имеют кольцевой рисунок (АББА), а два последних — парный рисунок (АА).

Эпитеты – «грозный оползень», «голые массы», «тощий мох», «веселые долины», «тяжелая радость», «голодная волна”.

Метафоры – «рождение ручьев», «Терек играет и воет», «голодной волной лижет скалы», «тихие массы», «мчится Арагва”.

Сравнение — «играет и воет, как молодой зверь, увидевший птицу из железной клетки”.

История создания

Это произведение поэт создал во время путешествия по Кавказу в 1829 году во время прогулки в горах. Описанные им картины завораживают своей красотой и величием. Незадолго до этого Пушкин находился в ссылке в этих местах, где впервые познакомился с их особой красотой. Стоя на вершине горы, вдохновленный видом, открывшимся его глазам, художник слова создает необыкновенно красивое стихотворение.

Тема

В стихотворении описаны образы кавказской природы с высоты птичьего полета. Автор находится высоко в горах, под ним облака, череда тихих гор, рек и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и душа его радуется увиденному: яркой, образной картине рек, водопадов, степей, птиц, животных, человеческих жилищ. Поэт подмечает мельчайшие детали пейзажа: кусты, мох, одинокого всадника, парящего рядом с ним орла. Цель мастера – описать неописуемое, то, от чего захватывает дух, передать атмосферу, передающую масштаб и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденные находиться «в рамках» из-за ограничений и цензуры. Между внутренним миром автора и неуправляемой свободой природных стихий, животных и птиц прослеживается скрытая антитеза.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех шестистрочных строк. В первом читателю предстает человек, стоящий на вершине горы: его взору открывается панорама. Вторая и последующие строфы представляют собой описание образов, которые меняются, чередуются и оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, от автора, его личности практически не осталось и следа — лишь образы, быстро сменяющие друг друга, вдохновенное, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе есть восклицание «Никогда! для него нет ни еды, ни удовольствия” – это кульминация стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает своего пика, поэт отождествляет себя с рекой, которая «Немые сообщества толпятся”.

Жанр

Произведение относится к жанру лирической поэмы. Традиционно считается, что он тяготеет к пейзажным текстам, хотя философский подтекст также глубок. Последнее четверостишие, не вошедшее в стихотворение, но сохранившееся в черновике поэта, говорит о его буржуазной ориентации. Произведение написано четырехстопным амфибрахием со смешанной рифмой.

Средства выразительности

Пушкин щедро пользуется эпитетом: «тощий мох», «голые массы», «веселые долины», «горящая радость” – они делают описание ярким и ярким. Читатель видит их опасными и неприступными «голодные волны” и «ужасные обвалы”. Метафоры Пушкина о рождении ручьев, игре и вое бурных рек дают ощущение оживления мира природы, ее обособленной жизни, имеющей свои страсти и свой ритм. Поэт сравнивает неудержимый речной поток с «молодое животное, увидевшее птицу из железной клетки”, что помогает реалистично и живописно передать образ бурлящей горной реки.