Стихотворение «Как часто окружено пестрой толпой» считается одним из самых интимных лирических исповеданий в истории русской поэзии. Пессимизм и трагический настрой можно прочитать буквально в каждой строке. Краткий анализ «Как часто окружен пестрой толпой» по плану поможет школьникам на уроке литературы 10 класса лучше понять, каким видел мир Лермонтов.

Краткий анализ

Тема стихотворения – осуждение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося за масками.

Состав — его условно можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. А в третьей части лирический герой призывает народ повеселиться.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер представляет собой сочетание четырехстопного ямба и шестистопного ямба.

Эпитеты – «пестрая толпа», «бездушные люди», «холодные руки», «давняя мечта», «свободная птица”.

Метафоры — «Я ласкаю мечту», «Дымится деревня», «шелестят желтые простыни», «шум толпы отпугнет”.

Сравнение – «как первый свет молодого дня за рощей», «как свежий остров, безобидный среди морей”.

История создания

Тургенев в своих воспоминаниях рассказал о новогоднем празднике — бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам автора, молодому человеку было явно неуютно в толпе людей, не дающих ему покоя. Где-то в этой толпе был российский император. Лермонтов выглядел отстраненным и грустным.

Именно после этого бала поэт написал стихотворение «Как часто окружено пестрой толпой», дополнив его авторским эпиграфом, в котором четко указывалась дата события – 1 января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая II Во-первых, кто сразу понял, какие люди стали предметом этого поэтического обвинения. В определенном смысле это коснулось и царской семьи, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора еще больше ухудшилось.

Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках» в том же году, когда оно было написано. Критика высоко оценила его: стало ясно, что на небосклоне русской поэзии возник новый источник света, и это был буржуазный поэт, пытавшийся обратить поэтическое слово к борьбе с пороками общества.

Тема

В стихотворении говорится о холодности и бездушии светского общества, с одной стороны, и светлых мечтах поэта, с другой. Очевидно, что в окружении таких людей лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная идея произведения – постоянное противостояние человека и толпы, которое является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Композиция

Тема раскрывается у Лермонтова через контраст между частями стихотворения, в котором ясно виден пессимистический мировоззрение поэта и его мрачное настроение. Благодаря наложению первой и третьей частей он создает кадровую композицию.

Так в первой части он воссоздает флэшбэк бала, где все шумно и блестяще, но люди прячутся за масками. Они веселятся и не оставляют в покое поэта, которому все вокруг кажется смертоносным и устрашающим.

В противовес этому во второй части стихотворения приходят его детские воспоминания о родном городе, о долгих прогулках на природе и сладком одиночестве, когда он мог просто побыть наедине с жизнью.

И тем труднее поэту, потерявшемуся в мечтах, вернуться в бальный зал, — поэтому третья часть не только отражает первую, она наполнена гневом: поэту хочется бросить в лица этих обвинительных стихов свой обвинительный стих люди.
Стихотворение написано четырёхстопным и гекзаметрным ямбом.

Жанр

Это лирическое стихотворение, написанное в свойственной Лермонтову обличительной манере. Лирический герой противостоит обществу, активный протест противостоит праздному веселью.

Средства выразительности

Поэт использует довольно много выразительных средств, что делает его творчество не только ярким и эмоциональным, но и богатым художественными образами. Таким образом, Лермонтов использует следующие тропы:

  • Эпитет – «пестрая толпа», «бездушные люди», «холодные руки», «древняя мечта», «свободная птица”.
  • Метафоры – «Я ласкаю мечту», «деревня дымится», «шелестят желтые простыни», «шум толпы отпугнет”.
  • Сравнение – «как молодой день за рощей первый свет», «как свежий остров, безобидный среди морей”.

Здесь также используется композиционная антитеза, которая помогает понять мировоззрение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.