А. Пушкин восхищался морем, потому что в свободной, могучей стихии он чувствовал свою душу. Этой стихии было посвящено стихотворение «К морю», которое поэт написал в южной ссылке: произведение отражает его стремление к свободе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «К морю» по плану, который пригодится на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – тема свободы, восхищения морем, водной стихией.

Состав — В стихотворении по смыслу можно выделить несколько частей: обращение к морю, где поэт выражает свое восхищение, рассказ о пережитом морем, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырех и пяти строк.

Жанр: элегия.

Размер стиха — четырехстопный ямб, рифма — перекрестная АБАБ, а в некоторых пентаверсах — кольцевая АББА.

Метафоры – «накатывающиеся волны», «голос бездны», «очарованный могучей страстью», «Наполеон угас», «оплакиваемый свободой».

Эпитет – «свободная стихия», «тусклые звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «унылый, неподвижный берег», «торжественная красота».

Сравнения — «Как скорбный шепот друга, как его прощальный крик, твой грустный шум», «как шум бури, от нас ринулся другой гений».

История создания

С 1820 года А. Пушкин находился в южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция его угнетала. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Бесплатный товар» сразу пленил поэта свободой и величием. Берег моря стал любимым местом, куда поэт ходил предаваться своим сокровенным мыслям.

В 1824 году Пушкин получил разрешение вернуться на родину. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима у него вряд ли будет возможность снова побывать на море. Анализируемая работа выполнена в Михайловском.

Можно сделать несколько предположений о том, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрыты за метафорическими стихами.

Тема

Основная тема стихотворения – красота и мощь морской стихии. В контексте этого развиваются проблемы со свободой, любовью и поэтическим творчеством. Каждая из дополнительных проблем воплощена в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения лирический герой и море. В первой строфе мы наблюдаем, как лирический герой обращается с напутственными словами к стихии воды. Затем Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительными, но и слуховыми образами. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приезжал на побережье, «мы томимся нежными намерениями». В такие минуты море становилось чутким другом и откликалось поэту. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, воля и власть.

У моря лирический герой привык быть честным с самим собой. Он не скрывает, что пытался сбежать с побережья, но не смог, так как был «очарованный сильной страстью». В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Пляж в стихотворении контрастирует с морем, герою он кажется тусклым и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «Я» наполняется образами людей, ставших значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душу героя поражает воспоминание об утесе, куда был отправлен Наполеон. Несколько строф посвящены Байрону. Поэт называет его гением, «мастер мыслей», песни моря. Лирический герой восхищается силой и неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.

В последних строфах повторяются напутственные слова. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море и унесет с собой частичку его духа.

Композиция

Анализируемое произведение представляет собой монологическое обращение к лирическому герою. По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, где поэт выражает свое восхищение, откровения лирического героя о своих переживаниях на море, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. В произведении чередуются четыре и пять стихов.
Поэтический размер – четырехстопный ямб. В работе представлены два типа рифм – перекрестная АБАБ и кольцевая АББА.

Жанр

Жанр – элегия, так как лирический герой печалится о скором расставании с морем. Есть в стихотворении и элементы послания: обращение к морю.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние лирического героя и передать красоту моря, Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «накатывающиеся волны», «голос бездны», «очарованный могучей страстью», «наполеон чахнул», «оплакиваемый свободой»; эпитеты «свободная стихия», – «глухие звуки», «своенравные порывы», «скромный парус», «унылый, неподвижный берег», «торжественная красота»; сравнения – «Как скорбный ропот друга, Как его прощальный крик, твой грустный звук», «Как шум бури, Другой гений от нас помчался». Используя метафоры, поэт создает оригинальные образы всемирно известных людей.

Звук морских волн передается через аллитерации «з», «с», «ш»: «В последний раз я услышал твой печальный шум, твой приветственный шум».