А. Пушкин восхищался морем, потому что в свободной, могучей стихии он чувствовал свою душу. Этой стихии было посвящено стихотворение «К морю», которое поэт написал в южной ссылке: произведение отражает его стремление к свободе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «К морю» по плану, который пригодится на уроке литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Тема стихотворения – тема свободы, восхищения морем, водной стихией.
Состав — В стихотворении по смыслу можно выделить несколько частей: обращение к морю, где поэт выражает свое восхищение, рассказ о пережитом морем, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырех и пяти строк.
Жанр: элегия.
Размер стиха — четырехстопный ямб, рифма — перекрестная АБАБ, а в некоторых пентаверсах — кольцевая АББА.
Метафоры – «накатывающиеся волны», «голос бездны», «очарованный могучей страстью», «Наполеон угас», «оплакиваемый свободой».
Эпитет – «свободная стихия», «тусклые звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «унылый, неподвижный берег», «торжественная красота».
Сравнения — «Как скорбный шепот друга, как его прощальный крик, твой грустный шум», «как шум бури, от нас ринулся другой гений».
История создания
С 1820 года А. Пушкин находился в южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция его угнетала. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Бесплатный товар»
сразу пленил поэта свободой и величием. Берег моря стал любимым местом, куда поэт ходил предаваться своим сокровенным мыслям.
В 1824 году Пушкин получил разрешение вернуться на родину. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима у него вряд ли будет возможность снова побывать на море. Анализируемая работа выполнена в Михайловском.
Можно сделать несколько предположений о том, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрыты за метафорическими стихами.
Тема
Основная тема стихотворения – красота и мощь морской стихии. В контексте этого развиваются проблемы со свободой, любовью и поэтическим творчеством. Каждая из дополнительных проблем воплощена в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.
В центре произведения лирический герой и море. В первой строфе мы наблюдаем, как лирический герой обращается с напутственными словами к стихии воды. Затем Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительными, но и слуховыми образами. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приезжал на побережье, «мы томимся нежными намерениями»
. В такие минуты море становилось чутким другом и откликалось поэту. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, воля и власть.
У моря лирический герой привык быть честным с самим собой. Он не скрывает, что пытался сбежать с побережья, но не смог, так как был «очарованный сильной страстью»
. В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Пляж в стихотворении контрастирует с морем, герою он кажется тусклым и неподвижным.
Постепенно монолог лирического «Я» наполняется образами людей, ставших значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душу героя поражает воспоминание об утесе, куда был отправлен Наполеон. Несколько строф посвящены Байрону. Поэт называет его гением, «мастер мыслей»
, песни моря. Лирический герой восхищается силой и неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.
В последних строфах повторяются напутственные слова. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море и унесет с собой частичку его духа.
Композиция
Анализируемое произведение представляет собой монологическое обращение к лирическому герою. По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, где поэт выражает свое восхищение, откровения лирического героя о своих переживаниях на море, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. В произведении чередуются четыре и пять стихов.
Поэтический размер – четырехстопный ямб. В работе представлены два типа рифм – перекрестная АБАБ и кольцевая АББА.
Жанр
Жанр – элегия, так как лирический герой печалится о скором расставании с морем. Есть в стихотворении и элементы послания: обращение к морю.
Средства выразительности
Чтобы передать внутреннее состояние лирического героя и передать красоту моря, Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «накатывающиеся волны», «голос бездны», «очарованный могучей страстью», «наполеон чахнул», «оплакиваемый свободой»;
эпитеты «свободная стихия», – «глухие звуки», «своенравные порывы», «скромный парус», «унылый, неподвижный берег», «торжественная красота»;
сравнения – «Как скорбный ропот друга, Как его прощальный крик, твой грустный звук», «Как шум бури, Другой гений от нас помчался»
. Используя метафоры, поэт создает оригинальные образы всемирно известных людей.
Звук морских волн передается через аллитерации «з», «с», «ш»: «В последний раз я услышал твой печальный шум, твой приветственный шум».
Комментирование закрыто