В 9 классе школьники изучают произведения М.Ю. Лермонтов. Строки в учебнике «И скучно, и грустно…» запоминаются надолго. Стихотворение относится к философско-гражданским текстам, а основным мотивом является разочарование в жизни, скептический взгляд на окружающее. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «И скучно, и грустно» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – одиночество, размышления о сути человеческой жизни.
Композиция — Произведение представляет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В заключение автор делает краткий вывод. Формально стихотворение состоит из трёх четверостиший, соответствующих содержанию.
Жанр: элегия.
Поэтический размер – трех-, четырех- и пятистопные амфибраки, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры — «минута душевной скорби», «желать вечности», «проходят годы», «их сладкая болезнь исчезнет со словом разума».
Эпитет – «лучшие годы», «и радость, и мука, и все незначительное».
История создания
Сегодня трудно представить русскую литературу без творчества М.Ю. Лермонтов. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он верил, что никогда не станет таким великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем также рухнули, поскольку в 1812 году закончилась война, и проявить себя теперь было негде.
Михаил Юрьевич рано потерял мать. Поэт не раз влюблялся, но отношения продлились недолго. До самой смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было жить вместе. Неудивительно, что на протяжении всей жизни поэт чувствовал себя одиноким. В его поздних стихах все чаще появляются проблемы одиночества и пустоты существования. Его произведения источают пессимизм и уныние. Такова история создания анализируемого произведения, написанная в 1840 году.
Тема
В центре внимания автора тема одиночества, которое постепенно смешивается с проблемами разочарования в жизни, сути жизни. Главный образ в стихотворении – лирический герой. Во время чтения стихотворения воображение рисует картину человека, сумевшего испить горький напиток из чаши жизни.
Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «никто не протянет руку помощи»
. Особенно это тяготит человека в трудные минуты. Лирический герой уже убедился, что не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безуспешно.
Во второй строфе он переходит к еще большему откровению и заводит разговор о любви. Понятно, что его личный опыт был печален, так как герой теперь твердо убежден в том, что вечной любви не существует. Остаться наедине с самим собой герою также невыносимо, так как внутри него все ничтожно.
Лирический герой уже созрел до того, что страсть — это иллюзия, легко развеиваемая под влиянием разума. Поэтому не стоит им предаваться и даже относиться к страстям серьезно. Финальным аккордом размышлений становится вывод о том, что жизнь — это всего лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, вспомним, например, слова У. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».
Композиция
Анализируемое стихотворение представляет собой монологическое рассуждение автора. Он разделен на несколько небольших частей, посвященных разным сторонам человеческого существования: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение разделено на три четверостишия.
Стихотворение написано смешанными строками: трех-, четырех- и пятистопными амфибраками. М. Лермонтов использовал перекрестные рифмы АВАВ, мужские и женские рифмы.
Жанр
Произведение можно определить как элегию: это печальное размышление над актуальной для людей проблемой. В стихотворении ярко выражен мотив разочарования.
Средства выразительности
В стихотворении автор использует различные средства выразительности. Они играют важную роль в создании образа лирического героя, показывая его внутренний мир и воспроизводя его эмоциональное состояние.
В тексте есть метафоры – «минута душевной скорби», «желать вечности», «проходят годы», «их сладкая болезнь исчезнет при слове разума»,
эпитет –«холодное внимание», «лучшие годы», «и радость, и мука, и все незначительное». «пустая и глупая шутка»;
Большинство лингвистических средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные пути, так и выражающие оригинальное мнение М. Лермонтова.
Психологические акценты расставляются с помощью интонации. Поэт использует различные типы синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, недомолвки. Аллитерация придает акцент некоторым строкам. Например, в первой строфе автор ставит слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желать! какая польза желать напрасно и вечно?..».
Комментирование закрыто