Анализ стихотворения Есенина «Иди, Русь, милая

Несмотря на то, что стихотворение «Уходи, милая Русь!» относится к раннему творчеству Есенина, поражает самобытностью образов родины и безграничной любовью к ней. Школьники изучают его в 10 классе. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «Уходи, моя дорогая Русь!» согласно плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к Родине.

Композиция — Анализируемое стихотворение представляет собой монолог лирического героя, в котором гармонично переплетаются описания народного быта и больших красивых пространств. Состоит из пяти четверостиший, каждое из которых продолжает по смыслу предыдущее.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер – четырехстопный хорей, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры — «синева глаза сосёт», «звонко вянут тополя», «зазвенит девичий смех».

Эпитет – «Милая Русь», «Низкий край», «Кроткий Спаситель», «Веселый танец».

Сравнения – «как заезжий странник, смотрю на твои поля», «..как сережки, прозвучит девичий смех».

История создания

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Оно вышло из-под пера молодого поэта в 1914 году, когда он переехал в Москву. Натянутые отношения с отцом, который считал, что быть писателем – не лучший способ прокормить себя, первая серьезная любовь, выбор между учебой и службой. Все эти переживания стали движущей силой к написанию стихотворения.

Когда поэт начал тосковать по тихой жизни в деревне, он обратился к сельской тематике. В ранний период его творчества этот коллектив занимает видное место.

Тема

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В связи с этим развивается и представление о том, что родные просторы ценнее рая. Произведение написано от первого лица, что максимально приближает лирического героя к автору.

Лирический герой наслаждается видом, открывающимся перед его глазами в сельской местности. Его невзрачные деревенские избы и хижины напоминают ему картины в одежде. Это не случайно: эта деталь указывает на огромное значение религии для русского народа. Герой любуется бескрайними просторами и наслаждается их голубизной.

Глядя на пейзажи, герой чувствует в сердце ту же торжественность и покой, как и тогда, когда был в церкви, поэтому сравнивает себя с паломником. В третьей и четвертой строфах автор описывает луг, зеленую зону, но и здесь он находит место для религиозной составляющей. Лирический герой пахнет Спасом, где смешаны ароматы яблок и меда. Недаром он называет Спасителя кротким, предполагая трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание уделяется звукам: смеху и грохоту веселого танца. Все это наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих переживаний. Он исповедует любовь к своей родине и сравнивает ее с раем.

Композиция

Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все чувства и переживания тесно переплетаются в едином монологе лирического героя. Лишь последняя строфа выделяется среди предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация так же проста, как и семантическая. Стих состоит из пяти четверостиший.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, поскольку оно не имеет сюжета, оно построено на мыслях и чувствах лирического героя. Анализируемое стихотворение имеет ярко выраженный эмоциональный характер и наполнено пейзажными зарисовками. Поэтический размер – хорейный четырехстопный размер. С. Есенин использует перекрестные рифмы АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В творчестве поэт использует разнообразные средства выразительности. С их помощью он создает панорамную картину своей родины, выражает чувства, охватывающие лирического героя. Языковые средства также помогают Есенину лаконично показать особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры: «синие глаза сосут», «звонко вянут тополя», «за корой на лугах гудит веселый танец», «звенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополнены эпитетами – «кроткие спасли», «веселый танец», «девчачий смех» и сравнения: «как заезжий странник гляжу на твои поля», «как сережки будет слышен девичий смех».

Используемые в тексте тропы поражают сочетанием простоты и глубокого смысла. Поэт несколькими словами может сказать, чему другие посвящают целые абзацы. В последней строфе поэт использует живую аллитерацию, соединяя слова согласной «р», он подтверждает, что его слова — не сиюминутный возглас, рожденный сиюминутными эмоциями, а сознательное решение.