Анализ стихотворения «Февраль. Бери чернила и плачь!» Пастернак

Стихотворение «Февраль. Возьми чернил и плачь!» — это яркий пример ранней лирики Пастернака. Поэт возвращался к ней на протяжении всей своей жизни, не раз переписывал и переделывал ее, так что она сама стала воплощением идеи Непосредственность жизни.Краткий анализ «Февраля. Доставай чернила и плачь!» По замыслу его можно использовать на уроке литературы в 11 классе как дополнительный материал.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак перерабатывал его еще как минимум трижды, возвращаясь к поэтическим строкам на разных этапах жизни.

Тема стихотворения — изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в канун весны.

Композиция круглая, закольцована выразительным словом «собкенде”.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер – классический четырехстопный ямб.

Эпитет – «сухая печаль», «черная весна», «грохочущая слякоть”.

Метафоры – «ветер разрывается криками», «дно глаз», «гриб горит”.

Сравнение – башни, «как обгоревшие лампочки”.

История создания

Это стихотворение относится к раннему периоду творчества Пастернака – а ведь оно было написано в 1912 году. В 1913 году оно было опубликовано вместе с пятью другими произведениями молодого писателя в сборнике под названием «Лирика”.

Но у нее более длинная и интересная история создания: поэт ее очень любил и не раз возвращался, поэтому базу переделывали еще дважды – в 1928 и в 1945 году. Ее достраивали для того, чтобы передать ощущение непосредственности, которое Пастернаку очень хотелось показать. Но после последней редакции, в 1945 году, он неожиданно вернулся к первому изданию, решив, что так оно лучше всего отражает внешнюю и внутреннюю действительность.

Тема

Поэт одновременно показывает пробуждение природы и пробуждение человеческой души, рождающей поэзию. В период написания Пастернака интересовала эстетика символизма, что и отражено в этом произведении. Природа обновляется весной, и душа человека всегда следует за ней – вот основная мысль, заложенная автором в поэтические строки.

Композиция

Произведение состоит из четырех четверостиший, которые разделены на три части. В инициале показано начало пробуждения природы, готовящей весну еще в феврале. Используя неопределенную форму глаголов, обилие которых трудно не заметить и которые приобретают мотивационное звучание, Пастернак показывает, что зима начинает сменяться весной и пробуждением природы.

В основной части раскрывается изложенная мысль: хотя февраль еще зима и ассоциируется с холодом и морозом, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.

Окончание произведения имеет еще один мотив – творчество. Таким образом, последовательно развивающаяся композиция завершена. Но все сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово «рыдания, рыдания”, которое употребляется во второй строке от начала, затем завершает стих и становится в нем последним словом, завершая таким образом композицию. Именно финал выражает творческое кредо Пастернака, считавшего, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.

Жанр

Это лирическое стихотворение, воплотившее в себе черты философской и пейзажной поэзии. Оно имеет два уровня: внешний, рассказывающий о природе и человеке, и внутренний, раскрывающий тайны пробуждения поэзии. Связующим мотивом является также внутренняя рифма в перекрестной рифме. Для создания произведения автор использовал классический четырехстопный ямб.

Средства выразительности

Чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует ряд художественных приемов, например:

  • Эпитет – “сухая печаль», «черная весна», «ревущая слякоть”.
  • Метафоры – «ветер разрывается криками», «дно глаз», «гриб горит”.
  • Сравнение — башни, «как обгоревшие лампочки”.

Здесь также используются ассонансы и аллитерации, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. При этом Пастернак, кажется, строит мосты между внешним миром и человеком, используя для этого одни и те же основные слова – для него весна «черный” и в то же время в человеческом мире есть и что-то черное – это «чернила”.