Пейзажные тексты доминируют в творчестве А. Фета. Природные образы, изображенные в его стихах, восхищают своей простотой. Доказательством этой функции является анализируемое в статье стихотворение. Его изучают в 5–7 классах. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом стихотворения «Сегодня утром эта радость» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.

Композиция – Стихотворение нельзя разделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет все, что видит вокруг. В нем всего одно предложение, которое придает цельность мысли. Формально стихотворение состоит из трёх шестистопных строф.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер — четырехстопный хорей, двустишие и кольцевая рифма.

Метафоры – «сила дня и света», «сказанное о воде», «эти капли – эти слёзы».

Эпитет – «вздох ночи».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал ее в 1881 году, когда уже был на пенсии и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве доминируют философские мотивы, связанные с потерей возлюбленной Марии Лазич. Фет расстался с девушкой еще в юности, а через некоторое время после расставания узнал, что она умерла. Воспоминания терзали его душу и оставляли следы в текстах песен.

«Этим утром эта радость» кажется неожиданно коротким взрывом радости. В произведении мы видим ту гамму эмоций, которые весна пробудила в душе лирического героя.

Тема

Произведение развивает традиционный для мировой литературы весенний мотив. В центре внимания автора пейзаж. Картины природы панорамны, и Фет воспринимает все глазами: стаи птиц, комаров, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целый день. Рассказ начинается с описания утра и дневного света, а заканчивается изображением ночи. В каждое время суток поэт замечает только самое важное.

Пейзажные зарисовки богаты не только визуальными образами, но и звуками: «этот звук и свист», «эта дробь и эти трели». Автор не показывает цветовую схему, но читатель может представить цвета окружающей природы и без его помощи.

Может показаться, что лирического героя за пейзажами практически не видно. Повествование обезличено (нет глаголов первого лица), что еще больше способствует затемнению героя. Но надо помнить, что это восторженное видение ознаменует весну лирического героя. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, так как для Фета только слезы могут передать настоящий накал чувств, искреннее проявление чувств. Лирический герой не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В связи с темой развивается идея о том, что весна способна пробудить красоту в каждом человеческом сердце. Кроме того, автор еще раз подтверждает красоту природы.

Композиция

Композиция стихотворения проста. Оно не разделено по смыслу на части, автор говорит обо всем, что видит вокруг себя. Кажется, что он собирает воедино свои наиболее значительные впечатления и формирует из них панорамную картину природы. Временные рамки, положенные в основу сюжета, — с утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не использует ни одного глагола. Этот прием делает события статичными и помогает создать яркий образ, соответствующий внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, придающее целостность мысли. Формально оно состоит из трех шестистопных строф.

Поэтический размер – хорейный четырехстопный размер. А. Жирный использует два типа рифм: парную ААВВ и кольцевую.

Жанр

Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. Мы видим мысли и чувства, которые переполняют душу лирического героя с приходом весны. Оживающая природа побуждает задуматься о вечности природы, о единстве человека и природы.

Средства выразительности

Стихотворение не располагает множеством выразительных средств. Автор перечисляет все, что видит вокруг себя, не пытаясь приукрасить картины, поскольку они и так прекрасны. Отдельные элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые передаются художественными средствами. В тексте есть метафоры– «сила дня и света», «разговоры о воде», «эти капли — эти слезы» и эпитет – «ночной вздох». Более того, все строки, описывающие весну через пейзажные образы, можно назвать одной большой метафорой.

Особенностью анализируемого стихотворения является повтор местоимения «этот«в разных формах. Этот прием называется анафорой. Аллитерация также является инструментом передачи настроения, например согласная «с»: «эта сила дня и света, этот синий свод».