Стихотворение Афанасия Фета «Еще благоухающая нега весны» наглядно демонстрирует, каким мастером слова он был. Это произведение относится к пейзажной поэзии. Краткий анализ «Еще одной весны ароматного блаженства» по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять ее смысл.
Краткий анализ
Тема стихотворения – природа в ожидании весны.
Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, еще не проснувшуюся от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.
Жанр: лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – ямб.
Эпитет – «душистая весна», «живая весть», «летящие журавли», «синий румянец», «степная красавица”.
Метафоры – «берёза желтеет», «солнце греет», «гремит телега на заре», «счастье ещё не упало», «краснеет липа” .
Персонификации – «соловей не смеет петь” .
История создания
Природа всегда была для Афанасия Фета абсолютной ценностью – это одна из главных тем его текстов. Он считал чрезвычайно важным фиксировать в ней даже мимолетные изменения – и одна такая перемена описана в стихотворении «Весеннее благоухающее счастье”.
В момент написания этого стихотворения поэт был близок к литературному кругу «Современника». Этот журнал опубликовал ее в 1854 году, всего через несколько месяцев после ее написания.
Тема
Стихотворение посвящено природе, находящейся в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод еще не покинул землю, но некоторые небольшие приметы подсказывают наблюдательным людям, что скоро наступят теплые дни.
Лирический герой, наблюдая природу, находит в ней духовность, что и выражено в стихотворении.
Композиция
Произведение состоит из трёх пятистиший. Первые два составляют первую часть произведения, их объединяет одна тема – описание зимнего пейзажа. В данном случае писатель акцентирует внимание на слове «более”
, что показывает, что это временное состояние природы и в то же время предполагает вторую, последнюю часть.
В его основе лежит противопоставление: если первые два показывают зиму, то Фет в третьем дает возможность раскрыть нотки весенней природы, например, летящих с юга журавлей.
В то же время сюжет стихотворения представляет собой ряд образов, полных природной красоты, и кажется, что автор соединил два в один: первый — зима, где нет и намека на метаморфозы, проявляющиеся весной чувствовал себя. Есть только ожидание лирического героя. Жирный шрифт показывает, что зима не вечна, более того, совсем скоро на смену ей придет весна.
Во второй части показан образ степной красавицы, наблюдающей за природными явлениями. Она видит летящие журавли и понимает, что приближается весна.
Композиция построена таким образом, что показывает синтез природы и человека, их родство и близость, основанный на многолетних наблюдениях.
Жанр
Произведение написано в жанре лирической поэзии. Это замечательный образец пейзажной поэзии, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдая закономерные перемены, лирический герой несколько меланхоличен; он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.
Для описания природы и связанных с ней эмоций автор предпочитал пятистопный и четырехстопный ямб. Интересно, что он использовал не только чередующиеся мужские и женские рифмы, но и сложные переплетающиеся рифмы.
Средства выразительности
Для описания природных явлений поэт использует разные тропы:
- Эпитет –
«душистая весна», «живая весть», «перелетные журавли», «синий румянец», «степная красавица”
. - Метафоры –
«гремит повозка на рассвете», «не успело счастье сойти», «солнце пригревает», «краснеет липа», «желтеет берёза”
. - Персонификации –
«Соловей не смеет петь
“.
К ним добавляется лексический повтор «более”
, создающий синтаксический параллелизм и используемый для подчеркивания основной идеи произведения: предвидя изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти сразу.
Комментирование закрыто