А. Фет создал богатые пейзажи, в которых воспевал свою самобытную природу. Кажется, он поделился своими самыми сокровенными переживаниями с природой. Стихотворение, анализ которого представлен в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Еще одной майской ночи» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – красота весенней природы, вдохновляющая людей.
Композиция — Примечательно, что произведение разделено на две части: полный монолог лирического героя, восторженно описывающего все, что привлекает его внимание в главную ночь, и описание своих переживаний. Стихотворение состоит из четырех четвертей, каждая из которых посвящена определенному элементу пейзажа.
Жанр: лирическое стихотворение.
Размер стихотворения – пятистопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры – «из царства льдов, из царства вьюг и снегов, где летит свежий и чистый май», «звёзды. заглянут снова в душу», «в воздухе витает тревога и любовь», «берёзы ждут».
Эпитет – Май «свежий и чистый», «соловьиная песня», «молодоженная дева», «невольная песня».
История создания
История создания произведения связана с личной жизнью поэта. Его строки появились на бумаге в 1857 году, после женитьбы Фета на Марии Боткиной. Известно, что в юности поэт был влюблен в Марию Лазич, но ушел от нее из-за финансовых трудностей. Вскоре после расставания мужчина узнал, что его девушка погибла в пожаре. Он долго не мог смириться с утратой, но все же решил создать семью.
Мария Боткина была состоятельной невестой. Семья Фета обеднела, поэтому брак стал для него шансом начать счастливую, благополучную жизнь. Поэт не испытывал к Боткиной такой сильной любви, как к Лазичу, но относился к ней с искренней симпатией. Надежда на счастливое будущее вдохновляла поэта. Первая весна с молодой женой вдохновила меня на написание стихотворения.
Память об умершей возлюбленной была сокрыта глубоко в сердце Фета. Его примечания были показаны в последней строфе.
Тема
В русской литературе многие поэты развивали тему весны в пейзажных текстах. Для Фета оно тесно связано с любовными переживаниями. Настроения, запечатленные в образах его стихов, раскрывают перед читателями душу поэта.
Красота майской ночи, пробуждающей в человеческом сердце возвышенные эмоции, является темой анализируемого произведения. Лирический герой любуется темным временем суток и благодарит родину за такую милость. Он верит, что свежесть и чистота мая дарована «царство льда»
.
Ночное небо безоблачно, поэтому герой может любоваться звездами. Небесные светила заглядывают ему в душу и от этого воздух наполняется страхом и любовью. Упоминает поэт и символ любви – соловьиную песню.
Есть в стихотворении и символ русской земли – берёза. О них с особой теплотой отзывается лирический герой. Он не отступает от фольклорных традиций и сравнивает березу с молодой девушкой. Таким образом, в анализируемом тексте символ получает значение чистоты и непорочности. Под картинкой «девственная невеста»
, наверное, следует понимать как Марию Боткину.
В последних строках есть немного грусти. Скорее всего, она связана с Марией Лазич. Любовь поэта к ней не покидает его, поэтому лицо нынешней невесты не может «томящийся»
его. Он называет свою песню «непроизвольно»
, предполагая, что не любовь толкнула его на брак, а нужда.
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения проста. По смыслу оно разделено на две части: весенний пейзаж и описание внутреннего состояния лирического героя. Первая часть немного больше второй, переход между ними плавный. Формально стих разделен на четыре четверти, в которых раскрываются разные элементы пейзажа.
Поэтический размер – пятистопный ямб. Схема рифмования в тексте перекрестная АБАБ, присутствуют мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – лирическая поэма. Главное в нем – эмоциональная передача мыслей и чувств лирического героя. Природу поэт описывает с радостью, но в некоторых строках, отражающих психологическое состояние, чувствуется разочарование и печаль.
Средства выразительности
Весенний пейзаж создан художественными средствами. Они также являются инструментом передачи переживаний лирического героя. Метафоры играют ключевую роль: «из царства льдов, из царства вьюг и снегов, где летит свежий и чистый май», «звезды. снова загляните в душу», «в воздухе витает тревога и любовь», «березки ждут»
. В набор тропов входят и персонификации. Выразительность пейзажам и психологическим зарисовкам придают эпитеты: Май «Свежая и чистая», «Соловьиная песня», «Молодожены», «Невольная песня»
.
Чтобы передать свое восхищение, А. Смелый использует риторические восклицания, например первая строфа состоит исключительно из восклицательных предложений.
Комментирование закрыто