Н. Некрасов – один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто подвергались критике со стороны современников. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику; это стихотворение посвящено бедственному положению русского народа. Они изучают произведение в 9 классе. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «Элегии» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения — жизнь народа во время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа.
Композиция — Стихотворение разделено на несколько смысловых частей: рассказ о людях, живущих в нищете, и об их союзе с мышкой, рассказ о лирическом герое о его служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостное право.
Жанр: элегия.
Размер стихотворения – шестистопный ямб, рифмованная пара – ААВВ.
Метафоры – «говорит меняющаяся мода», «если бы Божий мир процветал», «вопросы, кипевшие в голове»,
Персонификации — «оплакивайте свою судьбу, мышь будет служить им», — шепнула мне мышь»
Эпитет — «наивная страсть», «медленный старик», «тайные вопросы», «золотой урожай», «крестьянские страдания», «прохладные сумерки»..
Сравнения — «они втягиваются в нищету.. как тощие стада».
История создания
Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его работе. Мало кто из современников поэта понял и принял его идеи. Чаще всего резкая критика была направлена в адрес его стихов. Это не остановило поэта; это только подогревало его мятежный дух.
В 1861 году крепостное право было отменено, но это не дало народу ожидаемой свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и вновь появились острые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он отвечал критикам и аргументировал свою общественную позицию в художественной форме.
Тема
В стихотворении затрагиваются вопросы, актуальные для того времени и литературы, — жизнь народа во время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается через призму восприятия лирического героя, сливающегося с автором в единое целое.
В первых строках лирический герой рассказывает об отношении современников к «страданиям народа». Здесь он не просто говорит от своего имени, поэтому история ведется от первого лица множественного числа. Они считают, что эта тема устарела и поэтам не следует тратить на нее время. Лирический герой не старается идти в ногу с модой. Он смотрит в глаза действительности и видит, что народ нуждается в помощи поэтов и музы. По мнению Некрасова, мышь – союзник народа. Она умеет не только оплакивать народ, но и бороться за его судьбу, обращая внимание «сильных мира сего» на простых людей. Уже первая строфа сообщает читателю, что образ лирического героя означает поэт.
Постепенно лирический герой переходит к рассказу истории от своего имени. Он пишет, что посвятил свою работу народу, поэтому на сердце у него спокойно. Ему посчастливилось увидеть освобождение народа, но радость освобождения была недолгой. Герой вскоре заметил, что свобода была лишь формальной, она не изменила жизнь крестьян к лучшему. Он сомневается в том, что видит, поэтому задается вопросом: «Принесла ли свобода наконец-то перемену в судьбах народа?»
.
Размышления о «новой жизни» народа становятся источником новых стихов о народной судьбе. В них лирический герой пытается найти ответ, но, к сожалению, попытки тщетны.
«Элегия» реализует идею необходимости борьбы за свободу, в которой важную роль играет поэтическое искусство. Поэт также утверждает, что формальному освобождению нельзя доверять, поскольку оно не означает начала счастья и конца борьбы.
Композиция
Произведение разделено на несколько смысловых частей: рассказ о людях, живущих в нищете, и об их союзе с мышкой, рассказ о лирическом герое о его служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права. Формальная организация стихотворения соответствует его содержанию: текст разделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).
Поэтический размер – гекзаметр ямба. Н. Некрасов использует связную рифму ААВВ.
Жанр
Жанр произведения, указанный уже в названии, представляет собой элегию, поскольку представляет собой печальные размышления автора на философские темы. Автор с грустью размышляет о жизни народа.
Средства выразительности
Чтобы полностью раскрыть тему и донести идею до читателя, автор использует выразительные средства. Они также помогают передать внутреннее состояние лирического героя. В стихотворении много метафор: «Говорит смена моды», «Божий мир будет процветать», «вопросы, кипятящиеся в уме», персонификации:
«мышь будет оплакивать свою судьбу, мышь будет служить им», «прошептала мне мышь»,
. Монолог дополнен эпитетом – «Наивная страсть», «Медленный старик», «Золотой урожай», «Тайные вопросы», «Крестьянские страдания», «Прохладные сумерки»
и сравнение – «больны нищетой..как тощее стадо»
. Оксюморон позволяет передать смешанные чувства лирического «Я «сладкие слезы»
. Набор художественных инструментов воплощал как традиционные ассоциации, так и ассоциации отдельных авторов.
Комментирование закрыто