Пейзажные тексты занимают почетное место в творчестве А. Фета. Поэт видел не только оболочку природы, он познал ее душу. В стихотворении «Granen dekket min vei med Armet» автор передает красоту момента в картине природы. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом произведения «Дерево рукавом закрывало мне дорогу» по плану, который пригодится на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.

Композиция — Произведение можно разделить на 2 части по смыслу: описание чувств лирического героя, находящегося один в лесу, рассказ о призыве, который слышит герой. Формально стихотворение состоит из трех четверостиший, продолжающих друг друга.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер — многостопный дактиль (двух-, трех-, четырехстопный), перекрестнорифмованный АБАБ.

Метафоры — «ель рукавом мою дорогу закрыла», «листья кружатся у моих ног», «медный глашатай», «листья для меня как мертвые».

Эпитет – «бедный странник», «нежный привет».

История создания

«Грана рукавом прикрыла мне путь» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В юности поэт был влюблен в Марию Лазич, но создать семью им не удалось. Сам Фет предложил расстаться из-за тяжелого финансового положения. Он сожалел об этом решении всю свою жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела в пожаре.

А. Фет всю жизнь питал к Марии теплые чувства и посвятил ей множество стихов. Этот сборник любовной лирики при жизни поэта не публиковался. Есть в стихотворении и намек на образ Марии, но его нелегко заметить. Стихотворение было опубликовано в журнале Evening Lights еще при жизни автора.

Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в более поздний период он вернулся к пейзажным текстам.

Тема

В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор приводит зарисовку лесного пейзажа. Читатель видит природу глазами лирического героя. Он находит путь, который ему преградила ветка ели. Затем мы узнаем, что герой один в лесу. Одиночество вызывает у него смешанные чувства, в которых трудно разобраться.

Лес встречает человека грохотом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет, сильный или слабый ветер. Об этом можно догадаться по описанию: «все гудит и качается».

Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рожка. Это говорит ему, что на расстоянии кто-то есть. Настроение героя поднимается и «мертвые листьяуже не угнетать его так сильно. Его сердце приветствует незнакомца, «вестник латуниПод образом странницы, возможно, скрывается образ бывшей возлюбленной. Видимо, автор все же надеялся встретиться с ней снова.

Композиция

Композиция анализируемой работы проста. Автор делит его на три четверостишия, связанных по содержанию, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и чувств одинокого лирического героя, звука рожка и связанных с ним переживаний лирического героя. Смысловые части равны по объему, не переплетаются. Такое деление позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутреннее состояние лирического героя.

Автор использует линии с разной стопой и строго чередует их. Поэтический размер – тетраметрный дактиль чередуется с трех- и двухстопным дактилем. Схема рифмования в тексте перекрестная АБАБ, присутствуют мужские и женские рифмы.

Жанр

В произведении отражены чувства и переживания лирического героя, его взгляд на мир и природу. Все это говорит о том, что это лирическое стихотворение.

Средства выразительности

Художественными средствами описаны лесной пейзаж и состояние лирического героя. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести идею до читателя. В тексте есть несколько метафор: «Ель рукавом дорогу мою заслонила», «Листья кружатся у моих ног», «Медный глашатай», «Листья для меня мертвы». Некоторые метафоры служат гуманизации природы. Эпитеты играют вспомогательную роль: «бедный незнакомец», «нежный привет».

Интонация также привлекает внимание. Даже одиночная прогулка по лесу описывается как целая гамма эмоций: «шумно, и страшно, и грустно, и смешно», а радость от звука рожка передается через восклицания. Чтобы передать шум, окружающий лес, автор использует аллитерации «ж», «с», «ш»: «все гудит и качается, листья кружатся у наших ног».