Прекрасное стихотворение «Цветы последней мили», так и не опубликованное при жизни Пушкина, было одним из тех, что поэт писал для альбомов. Краткий анализ «Цветов последней мили» по плану поможет вам понять, в каком настроении оно было написано и все его особенности. Учащиеся 9-го класса, изучив его на уроке литературы, познакомятся с великим поэтом с новой стороны.

Краткий анализ

Тема стихотворения – размышления о взрослой жизни, когда переосмысливаются многие жизненные ценности.

Композиция одночастная, линейная.

Жанр: элегия.

Стихотворный размер — четырехстопный ямб со смешанной рифмой.

Эпитет – «роскошные первенцы», «грустные сны», «сладкое свидание”.

Метафоры – «последние цветы», «час разлуки”.

Антитезы – «последний – первенец», «разлука – встреча”.

Сравнения – «час разлуки живее. свиданий», «последние цветы миль роскошнее первенцев полей”.

Персонификация – «мечты просыпаются”.

История создания

Это стихотворение неслучайно появилось в альбоме Прасковьи Ивановны Осиповой, близкого человека Пушкина. С одной стороны, она была вызвана к жизни личными переживаниями поэта: в 1825 году, когда он жил в своем имении, к соседу-помещику приехала его племянница, та самая Анна Керн, которой он посвятил прекрасные стихотворные строки. Но она навещала тетку не одна, а вместе с мужем, что вызвало глубокую тоску в сердце ее бывшего возлюбленного. Не имея возможности говорить об этом, он написал элегию, понятную Прасковье Ивановне, знавшей о его отношениях с племянницей.

Но история создания стихотворения связана не только с этим. Дело в том, что со времени ссылки в родительское имение Пушкин подружился с Осиповой, сыгравшей в его жизни важную роль. Поэт часто получал от нее цветы, а в один осенний день, получив новый букет, решил оставить стихотворение в ее альбоме. Благодаря этой записи известна точная дата ее создания – 16 октября 1825 года.

При жизни автора миниатюра оставалась доступной только гостям хозяйки дома. Но в 1838 году оно все же было напечатано в журнале «Современник”.

Тема

Александр Сергеевич, используя метафору цветов, фактически рассуждает на философскую тему: он размышляет о том, что во взрослой жизни радости жизни ценятся больше, чем в мимолетной юности. Пушкин говорит также о том, как скоротечна жизнь и как временна любовь, показывая, что иногда человеку важнее мечтать, чем получить наконец желаемое, которое оказывается совсем не таким, как ожидалось, — это идея посвященный именно его встрече с Анной Керн.

Композиция

В произведении всего шесть строк, и для него автор использовал цельную линейную композицию. При этом поэт не сразу раскрывает читателю смысл стихотворения, он подводит к нему постепенно.

Первые две строчки говорят, что осенние цветы привлекательнее весенних, что и понятно: весной все еще впереди, на смену первым цветам придут еще более яркие и красивые. Но осенние букеты последние, впереди только зима со снегом. Эти строки имеют и философский подтекст: так Пушкин раскрывает мысль о том, что в зрелости радости жизни привлекают гораздо больше, чем когда-то в юности.

Следующие строки приводят читателя в замешательство: несмотря на продолжение высказанных мыслей, автор называет сны скучными. Последние две строчки стиха вообще трудно понять без исторического контекста, поскольку Александр Сергеевич «зашифровал» в них тоску по умершей любви.
Пушкин использовал в этом стихотворении свой любимый поэтический размер — ямб. В то же время, учитывая шестистишность стихотворения, использование в нем смешанной рифмы оправдано: для первых двух строк автор берет двустишие, а для последнего четверостишия — крест.

Жанр

«Цветы последней мили» — классическая элегия, наполненная философским смыслом. Это не просто нежная осенняя зарисовка, прочитав которую так легко ощутить легкую грусть, это размышления зрелого человека о своей жизни и особенный взгляд на нее.

Средства выразительности

Несмотря на скромный размер, произведение богато различными образами. Таким образом, Пушкин использует следующие художественные выражения:

  • Эпитет – «роскошные первенцы», «грустные сны», «сладкое свидание”.
  • Метафоры – «Последние цветы», «Час разлуки”.
  • Антитезы – «последние — первенцы», «разлука — это встреча”.
  • Сравнения – «час разлуки живее. прощай», «последние цветы версты роскошнее первенцев, рожденных в полях”.
  • Персонификация – «мечты просыпаются”.

Все они не только раскрывают философский смысл стихотворения, но и делают его весьма эмоциональным.