Анализ стихотворения Пушкина «Цветок

Стихотворение Пушкина «Цветок» ярко выражает внутренний конфликт поэта и занимает особое место в его творческом наследии. Чтобы понять почему, нужно изучить краткий анализ «Цветка» по плану. Этот анализ можно использовать на уроке литературы в 8-м классе для более глубокого объяснения темы.

Краткий анализ

Тема стихотворения – прошлая любовь, символом которой является засохший цветок.

Композиция одночастная: поэт просто рассказывает о мыслях, которые посетили его после того, как он нашел цветок, застрявший между страницами книги.

Жанр: лирическое стихотворение.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты – «увядший, безухий цветок», «странный сон», «чужая, знакомая рука», «нежная встреча», «роковая разлука», «одинокая прогулка”.

Метафоры – «душа наполнена мечтами», «где их угол», «или они уже потускнели”.

Сравнение – «как этот неведомый цветок”.

История создания

В 1828 году, когда было написано стихотворение «Цветок», Александр Сергеевич уже полтора года жил в Петербурге с разрешения императора. Однако город ему быстро надоел, а тяжелые жизненные обстоятельства не способствовали веселью. Кроме того, поэт понимал, что пришло время распрощаться с беззаботной молодостью. Все это стало причиной написания простого по сюжету, но сложного по содержанию произведения.

Оно было опубликовано еще в 1829 году в журнале «Галатея”.

Тема

Стихотворение посвящено любви, которая может закончиться разлукой. Эмоции в любом случае скоротечны, поэтому нужно ценить время, которое вы проводите с любимым человеком. Основная тема – скоротечность любви и ценность каждой минуты счастья, подаренной человеку.

Композиция

Лирический герой этого произведения Александра Сергеевича – мечтатель, который, найдя засохший цветок, сразу начинает предполагать, что с ним связана чудесная романтическая история. И благодаря этому увядшее растение сразу приобретает особую ценность. Глядя на нее, он также думает, что иногда от людей, проживших целую жизнь, наполненную разными эмоциями, между страницами книги остается только цветок.

Образ влюбленной пары, возникший в воображении лирического героя, вызывает еще больше вопросов: взаимны ли их чувства, был ли сорван цветок во время последнего или первого свидания, остались ли они вместе и живы ли вообще? Используя риторические вопросы, поэт словно предлагает читателю также представить историю, которая может быть связана с находкой.

Например, цветок мог быть сорван во время одинокой прогулки и использован вместо закладки, то есть никакой истории любви вообще не было.

Несмотря на то, что разгадать тайну открытия невозможно, поиск ответов – это уже увлекательное путешествие.

Для создания ритмического рисунка поэт использует свой любимый четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой. С ее помощью он напоминает, что в общем смысле жизнь человека не длиннее жизни цветка, а значит, ее нельзя тратить зря.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором Пушкин, с одной стороны, рассуждает на вечные темы, а с другой, передает то эмоциональное напряжение, которое его открытие вызывает у главного героя.

Средства выразительности

Используя классические художественные приемы, Пушкин создает и настроение, и атмосферу. В стихотворении использованы следующие тропы:

  • Эпитет –«увядший, безухий цветок», «странный сон», «чужая, знакомая рука», «нежная встреча», «роковая разлука», «одинокая прогулка”.
  • Метафоры – «душа наполнена мечтой», «где их уголок», «или они уже потускнели”.
  • Сравнение – «как этот неизвестный цветок”.

Александр Сергеевич, находившийся на момент написания статьи в глубоком душевном кризисе, не дает точных ответов на вопросы, которые он себе задавал. Но образ цветка, который символизирует любовь и жизнь, с одной стороны, и печальную разлуку, с другой, позволяет читателю найти собственные ответы. Удивительно точно передана лирическая грусть и нежность, наполняющая сердце лирического героя.