Анализ стихотворения Пастернака «Быть ​​знаменитым некрасиво

Стихотворение «Некрасиво быть знаменитым…» является программным произведением поэта: в нем автор выражает свои мысли о том, каким должен быть творческий человек, описывает свои взгляды на литературное творчество. Используя на уроке литературы краткий анализ «Быть ​​знаменитым некрасиво…» можно легко и доходчиво объяснить школьникам суть этих взглядов.

Краткий анализ

История создания — написана в 1956 году, вошла в поэтический цикл «Когда прояснится» вместе с другими произведениями, созданными Пастернаком за три плодотворных года (1956–1959 гг.).

Тема стихотворения – суть творчества и жизненное кредо поэта.

Композиция – произведение можно разделить на три тематические части. В первом поэт утверждает, что творцу не следует стремиться к общественному признанию; это не цель творчества. Во второй части раскрывается мнение о том, как именно должен жить поэт, а в последней, заключительной части, Пастернак говорит, что следование этому кодексу жизни в конечном итоге приведет творческую личность к литературному бессмертию.

Жанр: лирическое стихотворение. Речь идет о философских текстах.

Поэтический размер сложен; Борис Пастернак использует четырехстопный ямб, используя пиррон в каждой строке, но в разных местах.

Метафоры – «оставлять дыры в судьбе», «быть словом у всех на устах», «бросать в неизвестность», «места и главы жизни“.

Эпитеты – «вся жизнь», «живой трек», «одиночный диск“.

Сравнения – «как местность скрывается в тумане“.

Антитеза – «поражение – победа“.

История создания

Стихотворение «Некрасиво быть знаменитым…» было написано после целого ряда событий в жизни поэта и страны: его признали, он стал членом Союза писателей, «лидером народы «вымерли». Пастернак сделал много переводов и размышлял о сущности творчества, результатом этих размышлений стала с трудом завоеванная истина, облеченная в поэтическую форму в 1956 году.

С историей создания связана гипотеза, что этим произведением, которое без преувеличения можно назвать программным, Борис Пастернак продемонстрировал свое неприятие творческого выбора Владимира Маяковского, считавшегося в то время лучшим поэтом современности и почти неприкосновенная личность.

Стихотворение вошло в сборник стихов «Når det klarner opp», вышедший после смерти поэта и включающий 44 стихотворения, написанных в период с 1956 по 1959 год.

Тема

Это философское стихотворение поэта. Общая тема — сущность творчества и путь творческого человека, его предназначение, но Пастернак размышляет и о смерти и жизни, о судьбе, о цели творчества в широком смысле.

Композиция

Стихотворение состоит из семи строф; по содержанию его можно разделить на три части. В первой части поэт говорит: стыдно быть знаменитым и стремиться к славе, если ты на самом деле ничего не значишь (первые две строфы) .

Вторая часть выражает жизненное кредо поэта: художник, творец направляет свой талант в вечность, в неизведанное, стремясь к достижению идеала, истины. Поэт должен оставить свою жизнь за кадром и показать только результат своего творчества, а не свою личность (строфы 3-5).

Последние две строфы призывают быть пионером в искусстве, не считаться со своими временными победами и предъявлять требования к себе. По мнению Пастернака, для этого необходимо «быть живым, живым и единственным» до конца. В то же время его наставления нельзя воспринимать как высокомерные моральные поучения – сам поэт всегда следовал заповедям, указанным в стихотворении «Прославиться некрасиво…”.

Основной мотив работы – познание и поиск себя, смысла творчества.

Жанр

Это лирическое стихотворение на философскую тему, послание Пастернака к современникам и потомкам, его учение, в котором наставником выступает сам поэт. Он показывает другой путь, который сам считает истинным, — не к признанию современников, а к истинному и вечному искусству. Стихотворение написано четырехстопным ямбом; Пастернак использует пиррисы, чередуя их с ямбической стопой. Это позволяет ему совершенно свободно выражать свои мысли, не чувствуя себя скованным формой. Рифма везде одинаковая – используются перекрестные, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Пастернак преимущественно использует глаголы для передачи движения, стихотворение наполнено наречиями — все это делает его очень энергичным. В то же время поэт не отказывается от классических средств выразительности.

  • Метафоры – “оставлять дыры в судьбе“, “быть предметом разговоров в городе“,”окунуться в неизведанное“, “места и главы жизни“.
  • Эпитет – “вся жизнь“, “живые треки“, “одним куском“.
  • Сравнения – “как местность скрывается в тумане“.
  • Антитеза – “поражение — победа“.

Все средства выразительности используются максимально гармонично – они работают на раскрытие общей идеи. Пастернак создал произведение, представляющее собой идеальное сочетание содержания и формы.