Анализ стихотворения Пушкина «Я брожу по шумным улицам

С определенного возраста Пушкин часто думал, что живет не так, как ему хотелось бы, — и плодом этих мыслей стало стихотворение «Я брожу по шумным улицам». Чтобы понять, как к себе относился сам автор, недостаточно просто прочитать – для этого можно использовать краткий анализ «Я брожу по шумным улицам» по плану. Оно поможет учащимся 10 класса, изучающим творчество поэта на уроке литературы, лучше понять смысл произведения.

Краткий анализ

Тема – неизбежность смерти, дискуссии о ней.

Композиция – произведение состоит из двух частей. Первый включает четыре строфы и целиком посвящен тому, что лирический герой размышляет над финалом. Другой рассказывает о ее времени и месте.

Жанр: элегия.

Стихотворный размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой и чередованием мужских и женских рифм.

Метафоры — «мне пора тлеть, тебе цвести», «годы пролетят», «сойдем в вечные своды», «смерть пошлет судьбу», «моя соседняя долина получит холодный пепел». «, «ближе к сладкому пределу, мне все равно хотелось бы отдохнуть”.

Эпитет — «шумные улицы», «людный храм», «безумная юность», «одинокий дуб», «милая малышка», «дорогая граница», «молодая жизнь», «вечная красота», «забытый возраст», «холодный пепел». «. » «, «бесчувственное тело”.

История создания

Пушкин, хотя в тридцать лет уже был известным поэтом, светским обществом не воспринимался всерьез. Кроме того, из-за финансовых проблем он был вынужден вместо творчества пойти на службу, которую ненавидел. Все это навеяло поэту довольно грустные мысли, которые он воплотил в стихотворении «Блуждаю по шумным улицам”.

Это произведение было написано в 1829 году и уже в следующем, 1830 году, оно было опубликовано в «Litterært Tidende”.
Существовали две редакции этого стихотворения — в последней Пушкин смягчил простые формулировки первой, когда лирический герой не намекал, а прямо говорил о том, как настойчиво его преследуют мысли о смерти.

Тема

Несмотря на то, что произведение посвящено рассуждениям о неизбежной смерти и на первый взгляд кажется мрачным, на самом деле оно весьма оптимистично. То есть, несмотря на то, что смерть человека печальна, это не значит, что тлен торжествует. В результате жизнь продолжается через вечное возрождение природы и следующих поколений.

Пушкин, большой жизнелюб, даже в грустных размышлениях говорит, что смертность всего живого лишь порождает великую красоту жизни.

Композиция

Стихотворение условно разделено на две равные части по четыре строфы в каждой. Первый построен таким образом, что где бы ни оказался лирический герой, все в конечном итоге приводит его к мыслям о смерти. Вторая часть также посвящена этой теме, но она сосредоточена на размышлениях о времени и месте этого события.

Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от мысли о смерти конкретного человека к глобальной идее смертности и возрождения всего живого. Более того, лирический герой говорит, что даже после неизбежного угасания остается что-то родное и вечное.

Произведение написано четырехстопным ямбом, и очевидно стремление автора создать четкий ритмический рисунок. Пушкин использует перекрестную рифму, чередуя мужские и женские рифмы. Все это придает элегии характер рассуждения, что делает ее способом обретения покоя как для самого поэта, так и для читателя.

Жанр

Это классическая элегия с реалистическим мотивом, представляющая собой печальное размышление о жизни и смерти. Лирический герой, думая о конце своей жизни, внутренне признает это.

Средства выразительности

Проницательность в этом произведении подчеркивается богатством выразительных средств, которые использует Пушкин для передачи своих мыслей.

  • Метафоры – «Пора мне тлеть, чтобы ты расцветала», «годы улетят», «сойдем под вечные своды», «смерть судьбу пошлет», «соседняя моя долина получит холодный пепел», «ближе к сладкой границе, мне все равно хотелось бы отдохнуть”.
  • Эпитет – «шумные улицы», «переполненный храм», «безумная юность», «одинокий дуб», «милая малышка», «милая граница», «юная жизнь», «вечная красота», «забытый век», «холодная пыль», «бесчувственное тело”.

Все подчеркивают высокий стиль, свойственный элегии, и так или иначе связаны с описываемым сюжетом. Они подчеркивают одну из главных идей произведения: каждый человек, достигший зрелости, должен не только думать о смерти, но научиться жить с тем, что она придет к нему.