Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтов описывает события Бородинской битвы. Презентация идет от имени простого солдата. Данное произведение представляет собой своеобразный диалог поколения Лермонтова с поколением героев Отечественной войны 1812 года. Полный анализ и краткий анализ «Бородино» по плану будет полезен при подготовке к уроку литературы в 5-м классе.
Краткий анализ
Тема – подвиг русского народа в Бородинской битве.
Композиция представляет собой 14 строф в форме повествования о лирическом герое, солдате, являющемся очевидцем событий.
Жанр: лирическая поэма, баллада, народная ода.
Стихотворный размер — разностопный ямб со смешанным способом рифмы.
Метафоры — «стоять головой», «борьба со стеной», «падла тень», «отец солдат», «спящий в сырой земле», «гора тел”.
Эпитет – «грозный бой», «кровавые тела», «смелый бой», «протяжный вой», «могучее, великое племя”.
Синекдоха – «француз возрадовался», «рука воинов», «враг попробовал», «французу дали”.
Олицетворение – «коза кричала», «звенел булат», «трещали барабаны”.
Сравнение – «земля дрожала, как наша грудь», «французы двигались, как облака», «шлемы метались, как тени”.
Гипербола — «руки великанов устали колоть, и гора окровавленных тел мешала лететь ядрам», «земля тряслась…», «кони, люди и залпы тысяч орудий смешались в кучу. «,» и мы начали считать раны”.
История создания
Стихотворение было написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года в 1837 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Идея написать произведение пришла автору в 1832–34. Решающую роль сыграли воспоминания родственника поэта, Афанасия Алексеевича Столыпина, брата бабушки Лермонтова. Из его рассказа заимствованы многие детали, да и сама личность рассказчика присутствует в стихотворении. Знаменитый образ безымянного полковника из поэмы, по некоторым данным, срисован с личности Петра Багратиона, выдающегося полководца, отличившегося в боях с французами.
Тема
Стихотворение написано ярким, образным языком; в нем раскрывается субъективный взгляд на Бородинское сражение, имевшее решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показать отважный подвиг русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значение простых воинов, русского народа в борьбе с захватчиками. События легендарной битвы он описывает с художественной выразительностью и документальной точностью, добавляя бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональный подтекст и атмосферу всеобщего патриотизма. Основная идея произведения – сила России в народе, в патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. О событиях сражения лирический герой рассказывает простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.
Композиция
Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинского сражения. Лирическое повествование, состоящее из 14 строф, по содержанию разделено на описание подготовки к бою и самого сражения. Композиция кольца определяется тем, что стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиям решающего дня. «Бородино» написано гетерометрами ямбов в сочетании с особой рифмованной строфой (парная + кольцевая ААБВВБ), это придает рассказу сходство с народной сказкой. Такие стихи легко воспринимаются и запоминаются на слух, что привело к быстрому распространению произведения в народе.
Жанр
Жанром «Бородино» принято считать лирическую поэму. Многие исследователи определяют ее как балладу или народную оду. Все эти определения верны. Близость баллады доказывает наличие повествовательного характера, народной оды — прославляющей славу и патриотизм русских воинов. Стихотворение наполнено звукописными приемами, красочно передающими батальные сцены, звуки ударов, выстрелов и рукопашного боя. Особая лексика, использованная в стихотворении, подчеркивает реалистичность повествования и знание рассказчиком военных тонкостей: “булат», «повозка», «редут», «картечь», «кивер”.
Средства выразительности
Все повествование состоит из ярких образов, богатых выражений и красочных сравнений. Гипербола в стихотворении является наиболее ярким примером выразительности и средством живописного описания батальных сцен: «Руки бойца устали колоть, а гора окровавленных тел мешала лететь ядрам», «земля тряслась…», «кони, люди и залпы тысяч орудий смешались в кучу…», « тогда мы начали считать раны”.
Эпитеты дополняют картину сражения: “«грозная резня», «кровавые тела», «смелый бой», «протяжный вой», «могучее, буйное племя”.
Персонификации, встречающиеся в произведении «Скрипела картечь», «звенел булат», «трещали барабаны”
. Они создают эффект, что в бою участвуют даже неодушевленные предметы. Живописные сравнения «земля дрожала, как наша грудь», «французы двигались, как облака», «шуршали, как тени, знамена”
подчеркнуть масштаб действия.
Комментирование закрыто