»Блажен озлобленный поэт…» — полемическое стихотворение Якова Полонского, выражающее взгляд на поколение XIX века и роль поэта в обществе. Творчество Полонского восходит ко второй половине XIX века и упоминается на уроках литературы в 10 классе. Мы предлагаем вам быстро и эффективно подготовиться к уроку, используя краткий анализ «Блажен озлобленный поэт» по плану.
Краткий анализ
История создания — произведение написано в 1872 году как ответ на стихотворение Н. А. Некрасова «Блажен кроткий поэт…».
Тема стихотворения – взаимоотношения поэта и общества, роль поэзии в общественной жизни.
Композиция представляет собой стихотворение Я. Полонского – монолог-рассуждение лирического героя, состоит из шести строф. В центре внимания поэт и его роль в современном обществе.
Жанр – лирическое стихотворение, тематически относится к гражданской поэзии.
Стихотворный размер — четырехстопный ямб, схема рифмы — перекрестная АБАБ, в последней строфе — кольцо АББА.
Метафоры – «моральный калека», «дитя века», «страдание под игом противоречий», «пьет из общей чаши – ростки идей».
Эпитеты – «смущенный поэт», «вещий стих», «порядочный человек», «очевидные противоречия».
Сравнения – «он сотрясает тьму, как титан», «он. как мы травимся…».
История создания
Литература знает немало примеров, когда между поэтами разгоралась полемика по актуальным вопросам: о значении словесного творчества, его роли в общественном развитии. В первой половине XIX века развернулась борьба между последователями Гоголя и Пушкина. Это стало движущей силой для написания АН. Некрасовым в 1852 году (в день смерти Гоголя) программной поэмы «Блажен кроткий поэт…». С этими событиями связано создание анализируемого произведения.
Да. Полонский не принадлежал ни к какому движению, но вступил в творческий спор с Некрасовым. В 1872 году поэт написал стихотворение «Блажен озлобленный поэт…», отчасти подражающее стилю произведений Некрасова. Существует две редакции стихотворения Полонского. Первый вариант не был принят ни одним журналом из-за резкой критики со стороны поколения. Полонский отмечал, что стихотворение направлено не на самого Некрасова, а лишь на идеи его творчества.
Тема
Стихотворение Полонского обращается к вечной проблеме поэта и общества, их взаимоотношениям. Автор показывает, что личность поэта развивается в социальной среде, и если хозяина слова окружает гнев, он сам становится жестоким. Это состояние описано поэтом с иронией, а иногда и с сожалением.
Лирический герой стихотворения является представителем «дети озлобленного возраста»
– поколения атеистов, нигилистов, революционеров-народников. С позиции своего поколения он пытается найти в поэте лучшие качества, развивающиеся в соответствии с нравственными нормами того времени. «Блажен» (т е прав) тот поэт, который озлобился на окружающий мир, хотя одновременно была искалечена его нравственность. Такой мастер слова не останавливается, не сдается, он пытается найти выход. Лирический герой считает его сильным, поэтому сравнивает с титаном. Озлобленный поэт не слушает своего сердца, им руководит только разум. Он даже богам не подчиняется, но своими стихами способен устрашить «порядочные мужья»
.
Идеальный поэт, по мнению Я. Полонский неподкупен и отвергает лицемерие. Его сила – в отрицании и непоколебимой воле, рожденной, в конце концов, именно из любви. Основная причина, по которой люди следуют за «смущенным поэтом», заключается в том, что его слова, идеи, даже недостатки и пороки сливаются с идеями и пороками общества. Вместе с народом он «выпил яд из общей чаши”.
Композиция
Стихотворение состоит из шести строф: автор последовательно создает образ «смущенного поэта», дополняя его описанием общества, в котором живет поэт.
Жанр
Жанр произведения — лирическая поэма; Тематически ее следует отнести к гражданской поэзии, поскольку автор размышляет над социальной проблемой времени. Поэтический размер – четырехстопный ямб. Используется перекрестная рифма ABAB, а в последней строфе – кольцевая рифма. В стихотворении присутствуют как мужские, так и женские рифмы.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи автор использует разнообразную палитру художественных средств. Они помогают создать образ поэта и общества, раскрыть проблемы времени.
Метафора играет главную роль: «моральный калека», «дитя века», «страдающий под гнетом противоречий», «растрясающий тьму – ростки идей».
Изображение дополнено эпитетом: «смущенный поэт», «вещий стих», «порядочные люди», «невольный плач».
В тексте есть два сравнения: «он сотрясает тьму, как титан», «он.. как и мы отравлен…».
Выразительные средства подчеркивают состояние лирического героя. В некоторых строфах эмоциональный фон создается с помощью повторов: «наш, наш» и аллитерации, например, скоплений согласных «с», «ц»: «Яд — в глубине его страстей, спасение — в силе отрицания»
.
Комментирование закрыто