Анализ стихотворения Мандельштама «Бессонница. Гомер. Узкие паруса

Лирическая элегия «Бессонница. Гомер. Узкие паруса» О. Мандельштама представляет собой пример использования античной культуры к размышлению о вечной нравственно-философской категории любви. Стихотворение изучается в 11 классе. Приглашаем вас ознакомиться с кратким разбором «Бессонница. Гомер. Узкие паруса» по расписанию.

Краткий анализ

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция — Стихотворение представляет собой монологическое размышление на заявленную тему. По смыслу он разделен на три части: рассказ о бессоннице, заставившей его обратиться к Гомеру, обращение к «ахейцам», размышления о любви.

Жанр: элегия.

Поэтический размер — написан гекзаметром ямба, кольцевая рифма ABBA.

Метафоры – «этот длинный малек, этот поезд журавлей», «все движется с любовью», «море. приближается к голове с тяжелым грохотом».

Эпитет – «натянутые паруса», «божественная пена», «черные моря»,

Сравнение – «как венок-клин..куда ты плывешь».

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Он так и не окончил университет, не получил диплома, но этот период жизни наложил отпечаток на творчество поэта. Студенты-филологи изучили «Илиаду» целиком. Они считали чтение списка кораблей проверенным лекарством от бессонницы. Этот факт также нашел свое место в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие братья. В 1915 году молодой поэт жил в Коктебеле в доме Максимилиана Волошина. Именно здесь было создано произведение «Бессонница». Гомер. Узкие паруса». Близкие друзья поэта утверждали, что на написание стихов его вдохновило крушение старинного корабля, увиденное им в Коктебеле.

Тема

Античная литература оказала влияние на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам пытается с ее помощью раскрыть вечную философскую тему любви. В центре внимания автора Троянская война.

Строки в стихотворении написаны от первого лица. Таким образом, читатель может непосредственно следить за ходом мыслей лирического героя. В первой строфе герой признается, что не мог заснуть, поэтому стал читать список кораблей. Он дошёл до середины, а затем этот процесс был прерван мыслями о причинах войны. Так думает лирический герой «Ахейские мужчины» они сражались не за Трою, а за Елену.

В первом стихе последнего четверостишия автор выражает ключевую мысль: «все движется с любовьюОн не против побольше задуматься об этой философской категории, но не может найти ответов на свои вопросы.

Композиция

Стихотворение представляет собой монологическое размышление лирического героя. Примечательно, что оно разделено на три части: рассказ о бессоннице, заставившей его обратиться к Гомеру, обращение к «Ахейские мужчины», размышления о любви. Работа состоит из трех четвертей, что соответствует смысловой организации текста.
Поэтический размер – гекзаметр ямба. Строки объединены кольцевой рифмой АБАБ.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, поскольку автор размышляет над философской проблемой.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме, О. Мандельштам использует выразительные средства. В тексте есть метафоры – «этот длинный малек, этот поезд журавлей», «все движется с любовью», «море. приближается к голове с тяжелым грохотом»; эпитет – «Натянутые паруса», «Божественная пена», «Черное море»; сравнение – «как венок-клин..куда ты плывешь».