Анализ стихотворения Есенина «Берёза

Стихотворение «Береза» Есенин написал как воспоминание о детстве – именно такая красавица росла перед его домом в Рязанской губернии. Краткий анализ «Бьорк» по плану можно использовать на уроке литературы в 5 классе, чтобы учащиеся лучше поняли суть произведения и почувствовали эмоциональный настрой.

Краткий анализ

Тема – красота символа России, которая прекрасна независимо от времени года.

Композиция простая, одночастная, развивается линейно.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер – хореический триметр с пирриевым.

Эпитет – «белая береза», «пушистые ветки», «снежная кромка», «белая бахрома», «сонная тишина», «золотой огонь», «новое серебро”.

Метафоры – «берёза покрыта снегом», «расцвели кисти», «снежинки горят», «заря кружится”.

Сравнение – «покрыто снегом, как серебром”.

История создания

В 1913 году, когда было написано это стихотворение, восемнадцатилетний Есенин уже уехал из родного города в Москву. Но история его создания связана не со столицей России, а с Рязанской губернией. Рядом с домом, где родился и вырос поэт, выросла белоснежная красавица, поэтому он мог наблюдать смену ее образов в разное время года.

Хотя Москва действительно произвела впечатление на Есенина, который влюбился и в ее размеры, и в суету, именно родной город Константиново навсегда остался для него ассоциированным не только с домом, но и с понятием красоты. Именно эту идею поэт воплотил в стихотворении «Бьорк”.

Впервые оно было представлено читателям в 1914 году в популярном до революции литературном журнале «Мирок» и подписано псевдонимом «Аристан», которым пользовался в то время Есенин.

Тема

Красота березы не только как символа России, но и как части природы, как воплощения волнующих воспоминаний о детстве Есенина. Для кого-то это обычное дерево, но лирический герой, «озвучивающий» мысли поэта, воспринимает его как воплощение всего прекрасного, что происходит в окружающем его мире. При этом стихотворение не просто выражает чувства автора – оно создано с расчетом вызвать у читателя взаимные чувства.

Невозможно не заметить, что «Берёза» стала своего рода прощальным письмом к родным местам: поэт тоскует по ним, понимая, что не скоро сможет вернуться.

Что касается типа текстов, то это классический образец пейзажных текстов, доминирующих в творческом наследии Есенина. Некоторые исследователи трактуют его и как образно-философское произведение, ссылаясь на то, что поэт почему-то считал себя язычником, поэтому для него береза ​​была не только деревом памяти, она также символизировала возрождение и чистоту духа.

Композиция

Благодаря простейшей линейной композиции, развитой от первой строфы до последней, Есенину удалось в этом четырехстрофном стихотворении ясно и в то же время красиво выразить главную мысль: русская природа прекрасна в любое время года, просто как береза, символ страны, прекрасна.

В первой строфе он рисует картину дерева, покрытого снегом, и раскрывает этот образ во второй и третьей строфах, где сравнивает снежное украшение с белой бахромой и говорит о снежинках, горящих в сонном безмолвии. Четвертая строфа завершает произведение и символически показывает вечный природный круговорот.
Есенин использовал в своих стихах хорейный триметр с пиррием. Эта почти нарочитая простота отражает тему произведения: такое простое и красивое дерево, как береза, невозможно написать в сложном размере, оно ему не подходит. Пиррихий делает звучание стихотворения более плавным.

Чередование мужской и женской рифмы также придает поэтическому повествованию плавность, ту же функцию выполняет и кольцевая рифма.

Жанр

Это лирическое стихотворение, передающее сокровенные мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

В этом стихотворении Есенин не использует никаких сложных художественных средств. Простота делает созданные им образы максимально выразительными и объемными. Достижению этого эффекта способствуют следующие пути:

  • Эпитет – «белая береза», «пушистые ветки», «снежная кромка», «белая бахрома», «сонная тишина», «золотой огонь», «новое серебро”.
  • Метафоры – «берёза покрыта снегом», «расцвели кисти», «снежинки горят», «близится рассвет”.
  • Сравнение – «покрыт снегом, как серебром”.

Кроме того, поэт использует олицетворение: он видит березу спящей красавицей. То есть Есенин воплощает в своих классических женских образах, близких русскому народу, — не только Родину, но и мать, сестру, возлюбленную. Созданный образ также является явной отсылкой к известной сказке о спящей царевне.

При этом каждый читатель может создать свой образ березы – свобода стиха Есенина позволяет сделать это без навязывания каких-либо доминирующих концепций.