Стихотворение Лермонтова «Ангел» относится к раннему периоду его творчества и было написано, когда поэту было 16 лет. В основу стихотворения легла колыбельная для детей. Данное произведение изучается на уроках литературы в 7 классе, в подготовке к которым поможет полный и краткий анализ «Ангела» по плану.
Краткий анализ
Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы, тема веры.
Композиция представляет собой четыре четверти, описывающие историю начала земной жизни новой души.
Жанр: элегия.
Поэтический размер — многостопная амфибрахия (чаще трехстопная), куплетная рифма (ААББ), женская и мужская рифмы.
Метафоры – «и луна, и звезды, и облака толпой», «мир печали и слез”.
Эпитеты – «чудное желание», «юная душа», «священная песня», «безгрешные души», «Райские сады», «безобидная хвала», «скучные песни”.
Контраст — «скучные песни земли» и «святая песня ангела”.
История создания
Неизвестно, что побудило автора создать стихотворение «Ангел». По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловны, которая умерла, когда мальчику было три года. Ее колыбельную, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт запомнил на всю жизнь. Стихотворение, написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 г.), поэт выбрал для публикации в своем единственном сборнике стихов. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые оно было опубликовано в 1839 году. Образ матери, дающей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, ставшим главным героем стихотворения.
Тема
В стихотворении затрагивается несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всем творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда один; непонимание и осуждение, зависть и презрение — удел талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “молодая душа
«ожидающий “мир печали и слез», «Песни земли”
ей будет неинтересно, она другой породы. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, потому что душа всю жизнь мучилась желанием создать чудесные мотивы, которые она когда-то слышала; человеческого счастья нельзя достичь, имея высокую цель, непонятную обычным людям. Особенно ярко звучит в стихотворении тема веры. Ангел поет хвалу живому Богу, «Неизвестный
«С похвалой ощущаешь другую, лучшую реальность, сокрытую от человека. Лирический герой покорно отдает свою душу миру, где его ждет земная жизнь, понимая, насколько трудной будет его участь. Он исполняет волю Всевышнего, таков приказ. Основная идея стихотворения – показать рождение новой души, ремеслом которой будет описание красоты и величия мира, который ей когда-то показал ангел.
Композиция
Стихотворение состоит из четырех строф, объединенных общим сюжетным движением. В первой строфе лирический герой передает ему образ неба, где ангел летит и поет песню “слушать
«луна, звезды и облака. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песен. Третья создает образ, в котором ангел несет новую душу для смертной жизни, которая вот-вот начнется. Последняя строфа акцентирует внимание на неразрешимом Проблема: этот мужчина будет томиться всю жизнь в поисках: «И звук неба не мог быть заменен глухими песнями земли”
. Стихотворение написано в романтическом направлении.
Поэтический размер — многостопный амфибрахий, чаще всего трёхметровый. Рифма – пара (ААББ). Такое сочетание рифмы и метра очень музыкально, отличается мягкостью и песенностью. Недаром произведение было положено на музыку многими композиторами.
Жанр
Творчество молодого писателя можно отнести к элегии (грустным размышлениям на философские темы). Родство с элегией подтверждается наличием возвышенного стиля, схожей лексики, песенности и общего пафоса стихотворения.
Средства выразительности
Образные, яркие эпитеты Лермонтова традиционны: «чудесное желание», «юная душа», «святая песня», «безгрешные души», «Райские сады», «жуткие хвалы», «скучные песни”
. Интересная метафора, объединяющая небесные объекты с «аудитория”
, именно так расположены на небе луна, звезды и облака. В первой и последней строфах стихотворения анафора придает ему музыкальность и изящность: «и пел он тихую песню, и луна, и звезды, и облака во множестве…», «И долго она бродила по миру, полная дивного желания, и звук небес мог не заменить ее скучными песнями земли…”.
Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным и помогает выделить национально важные мысли: «Он пел о великом Боге, и хвала его была непостижима”
. Антитеза, подчиненная общей идее стихотворения, подчеркивает контраст между «святая песня» ангела и «скучные песни земли”.
Само описание «небесное счастье”
в отличие от мира «печаль и слезы”,
что придает элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.
Комментирование закрыто