Анализ стихотворения Пушкина «Анчар

»Анчар» — одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного общества – краткий анализ «Анчара» показывает это очень ярко. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.

Краткий анализ

Тема стихотворения – гибкость власти, в количестве нет размеров. Благодаря этому явлению Пушкин осознал для себя, что сделало стихотворение необычайно убедительным и эмоционально глубоким.

Композиция — произведение состоит из двух частей: первая рассказывает о дереве, выделяющем яд, во второй — о человеке, который, повинуясь повелению своего хозяина, принес «смертоносную смолу» и умер, сам отравившись ею.

Жанр – лирический стих с элементами баллады.

Щихотворный размер – четырехстопный ямб.

Метафоры – «природа жаждущих степей породила его в день гнева», «черный вихрь пробежит по дереву смерти», «последно в путь потек“.

Эпитеты – «в пустиние чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «устой прозрачною смолою“.

Сравнение – «анчар, как грозный час“.

Инверсии – «зелень мёртвую», «вихорь чёрный”.

История создания

Намерение написать «Анчара», видимо, родилось из-за подстрекательства поэта к созданию «Гаврилиады» и «Андре Ченье». Его печальные мысли о природе власти аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.

Что касается сюжетной основы, то история ее создания интересна тем, что поэта вдохновляли сразу два источника: одна из старинных легенд о ядовитом растении и записки некоего доктора Фуше, рассказавшего о растущем на острове Якобе. Яванское дерево, к которому ссылали преступников, наказанием за которое была смерть, что те принесли яд вождю племени. Пушкин был вдохновлен этим сюжетом, но адаптировал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Тема

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека, для усиления этой идеи Пушкин использует антитезу – контраст естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновения к смертоносному дереву, и поведения правителя, который нарушает этот закон природы.

Таким образом, идея состоит в том, что «непобедимый господин”, который отправил своего раба на якорь, зная, что тот умрет, а затем использовал принесенный им яд, чтобы нести смерть дальше – зло еще большее, чем ядовитое дерево. Это основная идея произведения.

Композиция

Это произведение разделено на две почти равные части: первая содержит пять строф, вторая — четыре. Сначала Пушкин описывает дерево, источающее яд, который в данном случае символизирует зло. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер смертельно улетает от него, дождевая вода, стекающая с ветвей, капает в песок уже ядовитый.

Во второй части стиха поэт описывает всесильного правителя, который, не раздумывая, отправляет своего раба умирать ради получения яда, необходимого для дальнейших завоеваний, и раб беспрекословно подчиняется ему.

Используемый для письма слоговый размер – четырехстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения смерти в природе, так и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Жанр

Обычно жанр этого произведения определяют как лирическую поэму, но частично его можно считать балладой благодаря тому, что в нем есть сюжет, а также есть тайна.

Средства выразительности

Поэт использовал все богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Таким образом, при его создании были использованы следующие художественные средства:

  • метафоры – “природа жждущих степей его в день графа продила“, “вихор чёрный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек
  • .

  • эпитеты – “в пуские чахлой и скупой“, “зелень мёртвая“, “густой прозрачной смолою
  • .

  • сравнение – “анчар, как грозный час“;
  • инверсия – “зелень мёртвая“, “вихор чёрный”
  • .

В нем также легко продать антитезу «царь-раб”. Для ее создания автор использует не только эпитеты («бедный раб”«непобедимый господин”), но и глагольная противопозиция: если царь послал раба, то он напоил, и во втором случае глагол усиливается словом «послубно». При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.