Анализ стихотворения Прокофьева «Аленушка

Стихотворение «Аленушка» — произведение известного советского поэта А. А. Прокофьева. Основная идея – чуткое, тонкое описание украденного из времени образа, представляющего собой лишь момент, когда девушка сидит одна на берегу заросшего пруда, ветер проносится в камышах, кукует кукушка. Предлагаем краткий анализ «Аленушки» по плану. Анализ можно использовать на уроке литературы в 5 этапов.

Краткий анализ

История создания — стихотворение написал А. А. Прокофьев, известный советский поэт. При беглом прочтении произведения может возникнуть мысль, что это лишь словесное описание одноименной картины В. Васнецова, но при сравнении становится ясно, что поэт написал свою картину, добавив новые элементы и краски.

Темой является стихотворение о любви к природе и Родине, А. А. Прокофьев как художник тонко обращает внимание на детали, описывая красоту девушки и природы.

Композиция — стихотворение состоит из четырех четвертей, но условно его можно разделить на три части: лирический герой словно обхватывает глазами прекрасный вид природы — пруд, сидящую на берегу девушку, а затем и окружающий пейзаж.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер хорейный, рифмы точные и неточные, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Метафоры — «Мертвая вода», «И цветет багульник», «Солнце. устанавливает золотые обручи», «И тропинка ведет к берегу”.

Прозвища – «Застрявший пруд», «Милая Аленушка», «Золотые обручи”.

Персонификации — «…трава, буйно плещущаяся, не узнает…», «Солнце льет щедрую воду. кладет обручи”.

Аллитерация – «В нем качнется и шуршит камыш» – повторение звуков «т», «с», «ш»; «Солнце щедро кладет на такую ​​воду золотые обручи» — повторение звуков «л», «о”.

Звукозапись – это передача звуков, издаваемых птицей: кукушкой, кукушкой.

История создания

Стихотворение А. А. Прокофьева «Аленушка» часто считают описанием знаменитой картины Васнецова. Но на самом деле поэт добавил свои детали, которые значительно расширили образ, как бы сделав его еще ярче и крупнее: это и голубое платье, и прилетевший тополиный пух, и венок из цветов и дорожка.

Тема

Тема стихотворения совпадает с задумкой художника: на берегу сидит красивая девушка, словно в сказке. Ее красота вписывается в окружающее пространство. Поэт живо и красочно описывает нам и внешность Аленушки, и прекрасную природу вокруг нее.

Композиция

Стихотворение состоит из трех частей.

В первой части описан образ: девушка сидит на берегу, а вокруг нее – «Мертвый пруд, покрытый зеленым утиным кормом… камыши качаются и шумят”.

Во второй части описывается Алёнушка. На голове у нее венок из разных цветов: «простой венок, но нет ничего красивее, красный из гвоздик, белый из лилий”, она в синем платье – «пух тополя на голубом платье”.

В третьей части автор вновь обращает внимание на окружающий пейзаж: «трава с берега..цветет багульник..у мертвого пруда”. Тотчас вдаль убегает тропинка, раздается голос кукушки, и солнце ярко освещает открывшийся нашему взору вид.

Стихотворение состоит из четырех строф по четыре строки каждая, написанных хореем. Используются разные типы рифм: точные (белое — крыло, вода — пруд), неточные (красивое — синий, дикий — багульник), мужские (ведет — кладет, белое — крыло), женские (сигналы — такие, корм для уток — фея) речь), метод рифмы – крест АБАБ.

Жанр

Жанр произведения – лирическая поэма.

Средства выразительности

А. А. Прокофьев использует различные художественные средства для создания целостного образа. Существует множество метафор: «Мёртвая вода”, «И цветет дурман, багульник”, «Солнце. кладет золотые обручи”.

Также в стихотворении часто встречаются персонификации: «…трава, которая яростно плещется, не узнает…”, «И путь ведет к берегу”, «Солнце щедро на воду. оно ставит обручи”; эпитет:«Пруд мертв”, «Милая Аленушка», «Золотые обручи”.

Можно сказать, что А. А. Прокофьев не только добавил красок в картину, но и оживил ее звуками. Читая стихотворение, мы слышим кукареканье кукушки (благодаря повторению звуков — аудиосценарий), шелест травы у воды («В нем тростник качается и шумит” — повторение звуков «т», «с», «ш»), а благодаря повторению звуков «л», «о» мы как будто слышим звук звука воды – «Солнце щедро расставляет по воде такие золотые обручи”.