В биографии А.С. Пушкина бывают периоды, когда поэт против своей воли оказывался оторванным от своей обычной жизни и любимого круга друзей. За это время он создал произведения, наполненные страданиями и надеждой. Находясь в ссылке в селе Михайловском Псковской губернии, он написал стихотворение «19 октября» (1825). Приглашаем Вас ознакомиться с кратким анализом «19 октября» (1825 г.) по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.

Состав. Стихотворение построено как монологическое обращение к друзьям. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем однокурсникам-лицеистам, обращение к ближайшим товарищам, восхваление Лицея и Царя, размышления о будущем однокурсников-лицеистов. Формально говоря, произведение разделено на октавы.

Жанр: дружеское послание.

Размер стихотворения – пятистопный ямб, схема рифмы – крест АБАБ и окружность АББА.

Метафоры — «лес сбрасывает багровый плащ», «с огнем в глазах», «тихо спит он» (смерти), «неугомонный любитель чужого неба», «лоно новой дружбы», «обитель пустынные вьюги и холод».

Эпитет — «пленительная привычка», «пустынная келья», «сладкоголосая гитара», «грустная и мятежная молитва», «приятная встреча».

Сравнения – «он, как душа, неделим и вечен», «он всем чужой, как бездомный сирота».

История создания

А.С. Пушкин был в числе первых выпускников Царскосельского лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года. На курсе у поэта учились люди, ставшие выдающимися личностями, например, издатель и поэт Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие. За время учебы лицеисты очень сдружились, поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.

В 1825 году Пушкин находился в ссылке в имении Михайловском и не смог присутствовать на годовом собрании, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано однокурсникам-лицеистам и торжественно зачитано среди них.

Тема

В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, полностью сливающийся с автором, поскольку в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Стихотворение начинается осенним пейзажем; видимо, этот образ Пушкин ассоциировал с традиционными посиделками с друзьями.

Лирический герой стихотворения одинок. Ему грустно, потому что у него нет возможности встретиться с друзьями; только его воображение воспроизводит образы, близкие его сердцу. Герой знает, что пока он пьет один, друзья вспоминают его на берегу Невы. Герой беспокоится за своих товарищей: все ли они прибыли.

Тогда он начинает вспоминать своих самых близких друзей. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог прийти на встречу. Их имена заменены красноречивыми парафразами: «наша кучерявая певица», который сейчас находится в Италии «спи спокойно» (о Корсакове), «беспокойный любитель чужого неба» (о путешественнике Матюшкине). Чтобы выяснить, кто скрывается за этими описаниями, недостаточно проанализировать произведение; необходимо знать биографию поэта и его соратников.

Несколько строф стихотворения посвящены трем бывшим лицеистам, рискнувшим навестить поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Портреты этих людей детально прорисованы; автор уделяет особое внимание достижениям друзей.

В последних строфах прославляются Лицей и царь. Пушкин хвалит царя за то, что он «взял Париж и основал Лицей». К этим гимнам поэт добавляет несколько резких слов: «он раб слухов, сомнений и страстей». Наконец, автор с горечью представляет, как в далеком будущем на встречу придет только один человек с его курса. Он проведет параллель между собой и этим человеком, нарисует «Этот день у кубка».

Основная идея произведения: — настоящая дружба не боится расстояний и препятствий, все трудности судьбы надо встречать достойно.

Композиция

Анализируемое произведение построено в традиционной литературной форме. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем однокурсникам-лицеистам, обращение к ближайшим товарищам, восхваление Лицея и Царя, размышления о будущем однокурсников-лицеистов. Формальная композиция – деление на октавы.

Жанр

Жанр – дружеское послание: лирический герой обращается к своим друзьям. В стихотворении присутствуют также признаки оды и элегии. Поэтический размер – пятистопный ямб. В работе представлены два типа рифмы – перекрестная АБАБ и кольцевая АББА; есть как мужские, так и женские рифмы.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние лирического героя и воссоздать образы друзей, Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «лес роняет алый головной убор», «с огнем в глазах», «он тихо спит» (о смерти), «неугомонный любитель чужих краев», «лоно новой дружбы», «обитель пустынных вьюг и холода»; эпитет – «пленительная привычка», «братская перекличка», «сладко настроенная гитара», «дружеское долото», «знойный тропик»; сравнения – «Он, как душа, неразделим и вечен». «Для всех он чужой, как бездомный сирота». Интонация придает строкам эмоциональную выразительность.