Общественный строй и церковная организация на Руси

Принятие христианства в 988 году привело к созданию в Древнерусском государстве православной церкви с характерной для неё иерархией. Церковь возглавлял митрополит, а сама митрополия до конца XVI века относилась к Константинопольскому патриархату. Распространение христианства также способствовало развитию культуры, появлению каменного строительства и летописания.

Иоанн I стал митрополитом в 1008 году, то есть при князе Владимире Святом. В 1015 году последний скончался, а Иоанн занимал пост до 1035 года уже в княжение Ярослава Мудрого. Феопемпт стал митрополитом в 1035 году, и спустя 15 лет его сменил Иларион, русский, который ранее был священником княжеской церкви в селе Берестове недалеко от Киева.

На должности митрополита Иларион находился до 1054 года и скончался в один год с князем Ярославом Мудрым. Ещё до посвящения в духовный сан он стал автором «Слова о законе и благодати» — самого древнего из произведений русской литературы.

С пребыванием Иллариона на посту митрополита связано появление на Руси первого монастыря. В 1051 году монах Антоний вернулся со священной горы Афон и основал Киево-Печерский монастырь. В 1069 году им был основан старейший монастырь Чернигова — Троицко-Ильинский на Болдиной горе. Митрополитам подчинялись епископы. В Новгородской земле был архиепископ. Духовенство делилось на белое (священники) и чёрное (монахи). Церковь жила за счёт особого налога — десятины.

До официального крещения Руси в 988 году, христианство в Константинополе приняла княгиня Ольга в 957 году и, вероятно, во второй половине IX века в Киеве существовала христианская община. Христианство Россия приняла из Византии, поэтому после церковного раскола 1054 года Киевская митрополия стала относиться к православным, а не католикам.

Общественный строй и церковная организация на Руси

Рис. 2. Софийский собор в Новгороде, XI век.

Особенности общественного строя

Древняя Русь была раннефеодальным государством. Власть принадлежала князьям из династии Рюриковичей. После смерти князя Мстислава Великого, с 1132 года, начался период феодальной раздробленности с борьбой разных князей за престол в Киеве.

Привилегированными прослойками общества были:

  • бояре (знать);
  • тиуны (должностные лица);
  • огнищане (управляющие княжеским хозяйством);
  • дружина.

К свободным относились:

  • купечество;
  • духовенство;
  • горожане, посадские люди и ремесленники;
  • крестьяне-общинники — смерды.

Были также и зависимые категории населения:

  • Закупы и рядовичи (зависимые по договору);
  • Холопы (рабы).

Организацию православной церкви в Древней Руси можно представить в виде схемы или таблицы.

Общественный строй

Церковная организация

  • Глава всего государства или удела — князь.
  • Окружение князя составляли: бояре, тиуны, огнищане, дружина.
  • Свободное население: купцы, духовенство, посадские люди, ремесленники, крестьяне-смерды.
  • Несвободное население — закупы, рядовичи и холопы
  • Глава церкви с 988 года — митрополит. Как правило, выходец из Византии, грек.
  • Митрополия делилась на епископии, центрами которых, к середине XII века были: Новгород, Ростов, Владимир, Чернигов, Белгород, Переяславль, Юрьев, Смоленск, Полоцк и Туров.
  • Ниже епископов находились священники и монахи.

В середине XI века на Руси были основаны три Софийских собора: в Киеве, в Новгороде и Полоцке. В начале XII века появился и первый монастырь в Новгороде Великом — Свято-Юрьев. После Илариона, с 1055 по 1147 год, на Руси сменилось восемь митрополитов и все они были греками по происхождению. Вторым русским по происхождению митрополитом стал Климент Смолятич, занимавший пост с 1147 по 1155 год.

Общественный строй и церковная организация на Руси

Рис. 3. Духовенство Древней Руси.

Кратко об общественный строй и церковную организацию на Руси можно подготовить доклад на урок истории в 6 классе.

Что мы узнали?

Древняя Русь была раннефеодальным государством. Руководителем церкви был Киевский митрополит, а главой государства — князь. Митрополитам подчинялись епископы.