Пантеон богов у восточных славян в языческий период их истории несколько был похож на пантеоны других народов. Например, бог Перун был божеством грома и молнии у древних славян. В этом смысле он напоминал Зевса у древних греков и Парджанья у древних индусов.
По-белорусски словом “пярун” обозначают гром. Похожее слово существует в польском и украинском языках.
Идолы Перуна стояли на возвышенностях. Это могли быть дубовые рощи. Ритуалы с поклонениями на холмах с дубовыми рощами сохранились и в христианский период, но место Перуна занял Илья-пророк.
Перунов дуб мог быть даже границей княжества. Сведения об этом содержатся в грамоте Волынского и Галицкого князя Льва Даниловича 1302 года.
Среди других атрибутов этого языческого бога можно назвать:
- Цветок ирис.
- Палица и топор.
- Громовые стрелы и кремни или кремниевые орудия.
- Амулеты-топорики.
В литовском и латышском языках этого бога называли Перкунас и Перконс и такие названия происходит из праиндоевропейского слова, которое обозначает дерево – дуб. Оно было священным символом бога грома, но в славянских языках не сохранилось из-за сакрального смысла.
Упоминание в источниках
О культе бога грома у славян упоминает Прокопий Кесарийский в VI веке в своем труде “Война с готами”. Первое сообщение о Перуне с упоминанием его имени содержится в “Повести временных лет” в рассказах о событиях 907, 945 и 971 годов. Все они связаны с войнами Руси и Византии.
Описание ритуала с жертвоприношением у дуба на острове Хортица есть в трудах византийского императора Константина VII Багрянородного середины X века.
В летописи “Повесть временных лет” есть упоминание о своеобразной “языческой реформе” князя Владимира в начале правления в Киеве, то есть около 980 года. Идол Перуна имел золотые усы и серебряную голову. Он был первым из шести основных богов.
Что мы узнали?
Для понимания язычества восточных славян следует знать, богом чего был Перун. Его культ продержался несколько столетий и даже спустя 300 лет после крещения Руси, о чем свидетельствует упоминание священных дубов в документах начала XIV века.
Комментирование закрыто