Первая часть «плача» – разговор с ветром. У стихии легкие крылья и сильная мощь. Ветер носит стрелы, гонит корабли, сбивает с ног. Фольклорный мотив проходит через весь плач. Одинаковое начало, повтор при обращении, усиление образа, сравнения. Автор пишет как профессиональный литератор. Он владеет приемами психологического параллелизма, сопоставляя женщину с образами из произведений народного творчества. Переводы дают разных птиц: кукушка, чечетка, но они все одиноко кричат на ветру, кличут любимого. Женщина готова взлететь и оказаться рядом с мужем, чтобы разделить боль и муки плена. Она хочет обтереть «князю кровавые раны», смягчить «отвердевшее тело». Ярославна бросает укор ветру. Он помог половцам, оставил Игоря, развеял его войско, склонил их буйные головы. Настроение героини колышется как ковыль трава.
Затем женщина просит помощи у реки. Красиво и напевно льются слезы, как в песнях о разлуках. Река может «прилелеять» мужчину к родному берегу. Глагол «лелеять» меняет свое основное значение. Ласкать меняется на «приближать». Днепр может сохранить «господина на дальней стороне». Он славный и родной. Зори помогают Ярославне, усмиряют ветра, успокаивают деревья и травы. Плач слышен далеко, он должен дойти до половецких земель, пронестись над русской землей.
Сила горя и любви
Самое почитаемое славянское божество – солнце. Его нельзя упрекать, оно способно опалить лучами, растопить и уничтожить. Гнев солнца невозможно описать: «трижды светлое» чудо природы пугает и восхищает. Женщина в своей любви настолько открыта, что становится смелей мужчин. Она бросает грозному Яриле упрек: он «жаждой заточил» войско русского князя. Последняя часть плача доказывает, что Ярославна готова пойти на муки ради спасения суженного. Ее патриотизм покоряет. Ярославна становится идеалом женской верности, любви и преданности. Именно поэтому ее пытались изобразить художники, описать поэты. Удивительно то, что Ярославна не обращается к людям, а ищет внимания у стихий. Высшие силы услышали женщину и указали Игорю путь домой, помогли выбраться из половецкого плена.
Комментирование закрыто