«Герой нашего времени» – произведение о потерянной душе. Лермонтов создал интересную композицию, предлагая читателю познакомиться с главным героем через три разных точки зрения. Сначала Печорин описывается Максимом Максимычем. Затем о нем рассказывает нам сам автор. А уже после читатель имеет возможность прочесть журнал Печорина, в котором факты описаны как будто «изнутри», из личного дневника персонажа. Очень ярко раскрывает портрет Печорина «Максим Максимыч» – глава, в которой герой представлен читателю через восприятие рассказчика.
Психологический портрет Печорина подробно раскрывает его поведение еще задолго до того, как его увидел рассказчик. Пренебрежение к тому, кто считает его другом читатель видит уже с того самого момента, когда Максим Максимыч узнал о его приезде. Штабс-капитан сразу же послал весть о себе и отчаянно начал ждать того, кого считал другом. Но Печорин приезжает не сразу. Он не появляется в тот же день, хотя Максим Максимыч очень ждет его, дежурит у ворот и даже отказывается попить чаю. Приехав, Печорин всем видом показывает, что могу бы и не заезжать и что он сделал одолжение штабс-капитану, навестив его.
На попытку Максима Максимыча обняться после долгой разлуки, Григорий отвечает холодным рукопожатием. Его не волнует, что чувствует старик, который ждал его несколько лет. На радость и даже восторг от встречи Печорин реагирует холодно и без энтузиазма. Он отвергает Максима Максимыча, ломая при этом еще одну жизнь.
Смысл главы
Благодаря главе «Максим Максимыч» Лермонтов позволяет читателю как можно глубже понять образ Печорина. Через восприятие рассказчика герой предстает таким, каким не видели его в повести «Бэла», не увидим и в дальнейшем повествовании. Внешность Печорина, его походка, его манеры говорят о том, насколько сильно он устал от жизни. Через его поведение мы видим, как скуп он на чувства. Рад ли он был встрече с Максимом Максимычем? Возможно да, но не показал этого. Читатель понимает, что странный и противоречивый молодой человек представляет собой загадку. Он очень замкнут в себе, не пускает в свою душу даже того, кто искренне готов быть для него другом, хочет и может понять его и принимает таким, какой он есть. Но Печорин отвергает доброе отношение к себе. Он четко дал понять штабс-капитану, что вряд ли они когда-либо встретятся, что он не намерен продолжать общение. Таким образом Печорин сам обрекает себя на одиночество и несчастье, оставаясь нравственным калекой, которым сам себя нарек. Таким сделало его общество, но оправдывает ли это Печорина?
Комментирование закрыто