Сравнивая главного персонажа с другими образами произведения «Герой нашего времени», можно глубже понять характеристику Печорина. Лермонтов сделал его образ собирательным, воплотив в нем многие пороки, распространенные в обществе того времени. Но Печорин в системе мужских образов романа ярко выделяется, почти каждый из персонажей является резким противопоставлением главному герою.
Максим Максимыч долго ждал Печорина. Они не виделись много лет, но к встрече отнеслись абсолютно по-разному. Штабс-капитан ожидал увидеть друга, коротал время до приезда Печорина у ворот, отказываясь даже от чая. Но Григорий вместо объятий предложил Максиму Максимычу сухое рукопожатие, дал ему понять, что ему не нужна дружба старика. Годы ожидания и теплый прием старика оказались не нужны Печорину, что задело штабс-капитана и сделало его одиночество еще более болезненным.
Печорин и Грушницкий
Печорин встречается с Грущницким в Пятигорске. Они являются давними приятелями, но настоящей дружбы между ними нет и быть не может. На фоне приятельских отношений между ними разгорается настоящая борьба, последствием которой стала смерть. Если Грушницкий любит поговорить, рисуется перед окружающими, считает себя трагичным персонажем романа, то Печорин – полная его противоположность. Он немногословен и больше любит слушать, анализируя речь собеседника, думает только о себе, четко знает как можно тонко воздействовать на окружающих и завоевать сердце дамы. Ни Грушницкий, ни Печорин не представляют собой положительных образов, но злая шутка одного обернулась смертью для другого.
Печорин и Вернер
Доктор Вернер – единственный мужской персонаж, с которым Печорин мог бы подружиться, если бы вообще верил в дружбу. Если остальные мужские образы в «Герой нашего времени» имеют резкий контраст с характером главного героя, то Вернер максимально похож на него. Они оба циничны и остры на язык, оба любят размышлять, понимают друг друга практически без слов. Есть между ними и различные черты. Например, Печорин четко знает, что делать для достижения своих целей и не боится действовать, в то время как Вернер, мечтая о миллионах, палец о палец не ударит для своего заработка.
Так почему Печорин, которого Лермонтов называет героем нашего времени, так резко отличается от других персонажей? Вероятно тем, что он склонен анализировать и четко видит все свои пороки. Но вместо того, чтобы отказываться от них и работать над ними, он принимает себя таким, каким по его мнению сделало его общество. Он гордится своей циничностью, сознательно отказывается от дружбы и любви. Он причиняет боль другим, и отдает себе в этом полный отчет. Ради собственной прихоти он легко может сломать судьбу или даже лишить жизни человека. Это и является трагедией Печорина, ведь хочется искренне пожалеть человека, который не способен на искренние человеческие чувства.
Комментирование закрыто