Характеристика Василия Андреевича

Одним из ключевых второстепенных героев в рассказе В. Распутина «Уроки французского» является школьный директор Василий Андреевич, который стал воплощением строгого, жёсткого и бездушного руководителя, равнодушного к судьбам педагогов и учеников. Характеристика Василия Андреевича дана автором в качестве противопоставления образу молодой учительницы Лидии Михайловны. На этом контрасте можно лучше понять морально-нравственные принципы обоих героев произведения.

Цитатная характеристика

Описание образа Василия Андреевича с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет героя основан на том, что он является директором школы.

«Директор, Василий Андреевич…»

Василий Андреевич 20 лет работает в школе.

«Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Василий Андреевич живёт в одном доме с учительницей французского языка Лидией Михайловной.

«Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор».

«Я бы с удовольствием каждый день прыгала, да за стенкой живет Василий Андреевич».

Внешность

На работе Василий Андреевич носит тёмный френч.

«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч…»

У Василия Андреевич твёрдый голос.

«…удивленный, если не сказать, пораженный, но твердый, звенящий голос».

Черты характера и поступки

Василий Андреевич — очень серьёзный и строгий человек.

«Он очень серьезный человек. Ни в коем случае нельзя, чтобы он узнал, что мы играем в «замеряшки»».

Василий Андреевич любит прилюдно отчитывать провинившегося ученика. Как правило, это происходит на линейке, в присутствии других учеников.

«…так и спрашивал провинившегося, что бы он ни творил, — разбил окно, подрался или курил в уборной: «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?» Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину…»
««Отвечай, отвечай. Мы ждем. Смотри, вся школа ждет, что ты нам скажешь». Ученик начинал в свое оправдание что-нибудь бормотать, но директор обрывал его: «Ты мне на вопрос отвечай, на вопрос. Как был задан вопрос?» — «Что меня побудило?» — Вот именно: что побудило? Слушаем тебя»».

Василий Андреевич любит доводить провинившихся учеников до слёз — только тогда он успокаивается и перестаёт их ругать.

«Дело обычно заканчивалось слезами, лишь после этого директор успокаивался, и мы расходились на занятия».

Для Василия Андреевича важно одержать победу, сломить характер ученика, и когда упрямые старшеклассники отказываются плакать и раскаиваться на линейке, он отводит их в свой кабинет, где продолжает морально давить на них.

«Труднее было со старшеклассниками, которые не хотели плакать, но и не могли ответить на вопрос Василия Андреевича. Однажды первый урок у нас начался с опозданием на десять минут, и все это время директор допрашивал одного девятиклассника, но, так и не добившись от него ничего вразумительного, увел к себе в кабинет».

Ученики боятся директора. Попасть к нему в кабинет — самое страшное наказание для школьников.

«Больше всего я боялся, что Лидия Михайловна потащит меня к директору…»

Когда Василий Андреевич становится свидетелем игры Лидии Михайловны и ученика в «замеряшки», он тут же увольняет учительницу из школы за аморальное поведение.

«— Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?
— Правильно.
— Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…
И он воздел над головой руки».
«Через три дня Лидия Михайловна уехала».

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Василия Андреевича вместе!

Биография

Василий Андреевич — мужчина средних лет, директор школы, который двадцать лет своей жизни посвятил работе в школе.

Василий Андреевич следит за порядком и дисциплиной в школе и регулярно наказывает провинившихся учеников на линейке. Он имеет славу серьёзного и очень строгого человека, и его боятся и школьники, и учителя.

Василий Андреевич живёт по соседству с учительницей французского языка Лидией Михайловной. Однажды, услышав шум в соседней квартире, он зашёл разобраться, в чём дело, и стал свидетелем игры на деньги Лидии Михайловны и её ученика.

Не пытаясь выяснить истинные причины поступка учительницы, разгневанный Василий Иванович поспешил уволить её из школы.

Образ Василия Андреевича

Директор Василий Андреевич имеет славу очень серьёзного и строгого человека, который следит за дисциплиной в школе. У него весьма жёсткие, даже жестокие методы воспитания подрастающего поколения.

Так, за малейший проступок он отчитывал провинившегося ученика на линейке, в присутствии всей школы. Василий Андреевич вынуждал такого ученика раскаиваться и морально давил на него до тех пор, пока он не начинал плакать. Только при виде слёз директор успокаивался и распускал линейку. Если же школьник не хотел признавать свою вину и плакать на глазах у всей школы, Василий Андреевич уводил его в свой кабинет и продолжал его прорабатывать уже без свидетелей.

Василий Андреевич представляет собой типичного диктатора, привыкшего к беспрекословному повиновению и выполнению его требований. Он уверен в своей власти и при каждом удобном случае демонстрирует её. Василий Андреевич никогда даже не пытался разобраться в мотивах поведения, ему важно унизить и наказать провинившегося.

Боятся Василия Андреевича не только ученики, но и учителя. Когда Лидия Михайловна решила играть с учеником в «замеряшки», она сразу предупредила, что играть нужно очень осторожно, чтобы об этом не узнал директор, поскольку прекрасно понимала, какими могут быть последствия.

И действительно, когда Василий Андреевич увидел, как учительница играет с учеником, он даже не попытался понять ситуацию, а принялся гневно обвинять её в растлении и совращении. Всё человеческое у героя глубоко спрятано за маской директора-тирана, и он не способен на справедливые поступки.

Вывод

В рассказе В. Распутина «Уроки французского» образ директора школы имеет большое значение, поскольку в нём воплотились все негативные качества, которые присущи руководителям и педагогам.

По мнению автора, роль героя заключается в том, чтобы показать, как бездушные и жестокие люди, наделённые властью, способны калечить человеческие судьбы. Характеристика Василия Андреевича с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать доклад или сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.