Центральным женским образом романа А.С. Пушкина «Дубровский» является Маша Троекурова — красивая юная девушка, наследница богатого помещика Кирилы Петровича Троекурова. Писатель, по своему обыкновению, наделяет главную героиню исключительными качествами: внешней и духовной красотой, богатым внутренним миром, добротой, высокой нравственностью. Характеристика Маши Троекуровой важна для понимания незавидной судьбы многих молодых дворянок пушкинской эпохи, вынужденных подчиняться деспотичной воле своих родителей. Кроме того, этот образ помогает лучше понять образы Владимира Дубровского и Кирилы Троекурова.
Цитатная характеристика
Описание Маши Троекуровой с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Марьи Троекуровой основан на том, что она является единственной законной дочерью богатого и знатного дворянина, помещика Кирилы Петровича Троекурова.
«…дочь Кирила Петровича…»
Источник: Том первый, глава I
«…оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку».
Источник: Том первый, глава I, про отца Марии
Внешность
Маше Троекуровой 17 лет.
«…ей было семнадцать лет…»
Источник: Том первый, глава VIII
С раннего детства Маша отличалась красотой и миловидностью. С возрастом её красота расцвела ещё больше.
«…он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами моложе и тогда уже обещала быть красавицей…»
Источник: Том первый, глава III
«…красота ее была в полном цвете…»
Источник: Том первый, глава VIII
«…старый волокита был поражен ее красотой».
Источник: Том второй, глава ХIII
«…подал руку молодой красавице…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Внешний вид Марьи Троекуровой, её красота и подобранная с большим вкусом одежда вызывают невольное восхищение как у мужчин, так и у женщин.
«…сопровождаемый Мариею Кириловной. Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд…»
Источник: Том второй, глава I
Красота Марьи Кириловны меркнет в день свадьбы — она появляется перед будущим супругом бледной, заплаканной, с тревожным и несчастным выражением лица.
«…бледную, неподвижную Марью Кириловну, голова ее томно клонилась под тяжестью бриллиантов…»
Источник: Том второй, глава ХVIII
«Там жених уж их ожидал. Он вышел навстречу невесты и был поражен ее бледностию и странным видом».
Источник: Том второй, глава ХVIII
Черты характера и поступки
Так как после смерти матери её воспитывал отец-самодур с переменчивым характером, Маша смогла выработать в себе такое качество, как скрытность.
«Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты».
Источник: Том первый, глава VIII
Детские и юношеские годы Марии прошли в одиночестве по вине её отца.
«Она не имела подруг и выросла в уединении. Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу, коего обыкновенные разговоры и увеселения требовали товарищества мужчин, а не присутствия дам. Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича».
Источник: Том первый, глава VIII
В силу своего воспитания Мария Троекурова весьма презрительно и высокомерно относится к тем, кто находится в услужении. Однако со временем девушка меняет своё отношение и начинает понимать, что оценивать человека нужно не по его социальному положению, а по личным качествам.
«…воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною».
Источник: Том первый, глава VIII
«Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее».
Источник: Том первый, глава VIII
Марья Кириловна, воспитанная на любовных романах, имела мечтательный, романтический характер.
«…Марья Кириловна, пылкая мечтательница, напитанная таинственными ужасами Радклиф».
Источник: Том второй, глава IХ
Молодой красивый гувернёр Дефорж вызывает в Маше восхищение. Она готова влюбиться в него.
«Между ими основались некоторые сношения… не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь».
Источник: Том первый, глава VIII
«Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза. Он, с своей стороны, не выходил из пределов почтения и строгой пристойности и тем успокоивал ее гордость и боязливые сомнения. Она с большей и большей доверчивостью предавалась увлекательной привычке. Она скучала без Дефоржа, в его присутствии поминутно занималась им, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась. Может быть, она не была еще влюблена, но при первом случайном препятствии или незапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в ее сердце».
Источник: Том второй, глава ХII
Несмотря на то что Марья Троекурова увлечена Дефоржем, она испытывает большие сомнения: в ней говорит её воспитание, не позволяющее серьёзно относится к бедному и незнатному человеку.
«Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Ей приятно было бы услышать подтверждение того, о чем она догадывалась, но она чувствовала, что ей было бы неприлично слышать такое объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить ее руку. Она решилась идти на свидание, но колебалась в одном: каким образом примет она признание учителя, с аристократическим ли негодованием, с увещаниями ли дружбы, с веселыми шутками или с безмолвным участием».
Источник: Том второй, глава ХII
Мария Троекурова в глубине души — тщеславная девушка, которой приятно слышать льстивые слова в свой адрес. Благодаря этому Верейский с легкостью смог войти к ней в доверие.
«Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду».
Источник: Том второй, глава ХIII
Женихом Марьи становится старый князь Верейский, который поражён красотой девушки. Однако Маша не таким видела своё будущее.
«-Вот тебе жених, князь тебя сватает.Источник: Том второй, глава IV
Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо».
«…старый князь поцеловал ее руку, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу».
Источник: Том второй, глава IV
Чтобы не стать женой князя, Марья Кириловна готова выйти замуж за Дубровского. Свобода для неё важнее богатства и высокого положения в обществе.
«…если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа?..Источник: Том второй, глава ХV
— Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною — я буду вашей женою».
Большим ударом для Маши Троекуровой становится обряд венчания: девушка до последнего надеялась, что что-то помешает этому.
«Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована…»
Источник: Том второй, глава ХVIII
Будучи от природы нравственной, честной девушкой с твёрдой волей, она решительно отказывает Дубровскому бежать вместе с ним после венчания: семейные узы и данное ею в церкви слово значат для героини больше личного счастья.
«— Вы свободны, — продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.Источник: Том второй, глава ХVIII
— Нет, — отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского».
«— Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас».
Источник: Том второй, глава ХVIII
Воспитание
После смерти матери Маша воспитывалась деспотичным, своенравным отцом, у которого постоянно менялось настроение. Итогом подобного воспитания стал скрытный характер девушки.
«Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности».
Источник: Том первый, глава VIII
Кроме того, Кирила Петрович смог внушить дочери предвзятое отношение к бедным людям, полагая, что аристократы должны всячески выделять себя среди прочих людей.
«…воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною».
Источник: Том первый, глава VIII
Маша — читающая девушка, в распоряжении которой была большая библиотека. Однако без опытного наставника всё своё внимание она уделяла лишь романам.
«Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение».
Источник: Том первый, глава VIII
«Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме «Совершенной поварихи», не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах».
Источник: Том первый, глава VIII
Воспитанием Маши занималась также добрая гувернантка-француженка мадемуазель Мими. Благодаря ей Маша в совершенстве овладела французским языком.
«Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими… Мамзель Мими оставила по себе память довольно приятную. Она была добрая девушка и никогда во зло не употребляла влияния…»
Источник: Том первый, глава VIII
«Для сего велел он позвать к себе Машу (Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком)».
Источник: Том первый, глава VIII
Помимо чтения, Маша увлекается музицированием. У нее прекрасный голос и способность к занятиям музыкой.
«…чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну…»
Источник: Том второй, глава ХII
«…Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности…»
Источник: Том первый, глава VIII
Характеристика Маши Дубровской другими героями
Троекуров
Кирила Петрович, в силу своего тяжёлого характера, воспитал Машу скрытным, замкнутым человеком, не способным открыто выражать свои мысли и чувства.
«Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении. Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу, коего обыкновенные разговоры и увеселения требовали товарищества мужчин, а не присутствия дам. Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича».
Источник: Том первый, глава VIII
Подробная характеристика Троекурова.
Владимир Дубровский
Маша Троекурова была подругой детства Владимира Дубровского и уже в столь нежном возрасте имела славу красавицы.
«…он вспомнил, что на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами моложе и тогда уже обещала быть красавицей…»
Источник: Том первый, глава III
Благодаря Маше был спасён от неминуемой расправы её отец, Кирила Петрович Троекуров. Влюблённый в Машу Дубровский отказался от мести.
«Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства».
Источник: Том второй, глава ХII
Дубровский понимает, что самым главным кошмаром Маши является её своенравный, деспотичный отец, решивший непременно женить дочь на старом князе Верейском.
«Но как же спасу вас от жестокого отца?»
Источник: Том второй, глава ХV
Подробная характеристика Дубровского.
Верейский
Красота Маши Троекуровой настолько яркая, что даже опытный ловелас, старый князь Верейский, был поражён внешностью девушки.
«Но в зале встретила их Марья Кириловна, и старый волокита был поражен ее красотой».
Источник: Том второй, глава ХIII
Подробная характеристика князя Верейского.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Маши Троекуровой вместе!
Биография
Маша Троекурова — красивая 17-летняя девушка, дворянка, единственная законная дочь богатого помещика Кирилы Петровича Троекурова.
Всё детство и юность Маши прошли в родовом имении, в деревне Покровское. После ранней смерти матери воспитанием девочки занималась нянюшки. Когда Маша подросла, к ней наняли молодую француженку-гувернантку Мими, которая должна была обучить девочку французскому языку и благородным манерам. Маша также обучалась наукам, танцам, музыке. Девушка очень любила читать, и в её распоряжении была богатая библиотека.
Мария Троекурова обладала яркой красотой и безупречным вкусом, благодаря чему неизменно приковывала к себе взгляды как мужчин, так и женщин. Её красотой был поражен и старый князь Верейский, решивший взять девушку в жены.
Маша была категорически против брака со стариком. К тому же она была влюблена в молодого разбойника и дворянина Дубровского и мечтала выйти замуж за него. Однако отец настоял на скором венчании, и Маша стала княгиней. На обратном пути из церкви свадебная карета была остановлена шайкой Дубровского. Однако Маша отказалась бежать с возлюбленным: слово, данное ей у алтаря, было для неё священным.
Образ Маши Троекуровой
Мария Троекурова представляет собой столь любимый А.С. Пушкиным образ идеальной русской женщины: красивой, умной, доброй, прекрасно образованной, с богатым внутренним миром. Именно таковой и предстаёт перед читателями юная красавица Маша, в которую сразу влюбился Дубровский.
Однако личность героини носит несколько противоречивый характер. Отцовское воспитание, основанное на снобизме и аристократических предрассудках, накладывает свой отпечаток на Машу, её отношение к людям. Так, девушка, будучи богатой знатной дворянкой, привыкла считать, что бедные и зависимые люди по природе своей второсортны и не стоят её внимания. Лишь благодаря тесному общению с Дефоржем Мария смогла понять, что судить о человеке нужно не по его социальному положению или размеру кошелька, а исключительно по его личным качествам.
Замкнутость и скрытность Маши также обусловлены пагубным влиянием отца. Вынужденная жить под одной крышей с властным человеком с резкими перепадами настроения, Маша приспособилась скрывать ото всех свои истинные мысли и желания.
Любовь к Дубровскому пробуждает в Маше прекрасные чувства, она готова любить и быть любимой. Однако ей не суждено почувствовать счастье любви: следуя отцовской воле, Маша выходит замуж за богатого старика. И даже когда ей выпадает шанс сбежать с любимым человеком, она выбирает долг. Верность клятве завершает образ Марьи Троекуровой: в этом заключается главное достоинство героини и одновременно её жизненная драма.
5 фактов о Маше Троекуровой
- Главная героиня романа недаром названа Марией — это любимое женское имя А.С. Пушкина, который наградил им многих своих женских персонажей. Это и Маша Троекурова из романа «Дубровский», и Маша Миронова из повести «Капитанская дочка», и Марья Гавриловна из повести «Метель». Все Марии очень разные, но объединяет их одно — чувство долга.
- У Марии Троекуровой нет реального прототипа — это вымышленный, собирательный образ, в котором автор воплотил наиболее ценные для него женские качества.
- Маша Троекурова — единственная законная наследница Кирилы Петровича. Однако у неё есть младший брат Саша — единственный внебрачный ребенок Троекурова, которого он признал и оставил на воспитание в своём доме.
- Маша очень любит читать романы. Её любимым автором является Радклиф — английская писательница, романы которой изобилуют всевозможными таинственными приключениями и ужасами.
- Маша благотворно влияет на горячее сердце Дубровского: благодаря ей он отказывается от мести главному своему обидчику, помещику Троекурову, а после её замужества прекращает разбойничью жизнь.
Вывод
В романе А.С. Пушкина «Дубровский» Мария Троекурова является центральным женским образом. Вокруг неё закручивается любовная драма, повлиявшая на всех героев произведения. Отношение Маши к долгу, к данному обету оказывается решающим в её судьбе.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать благотворное влияние прекрасной, чистой души на эволюцию самого Дубровского, так как любовь к ней заставляет его отказаться от плана мести. Цитатная характеристика Маши Троекуровой позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 6 классе, написать сочинение или доклад.
Комментирование закрыто