Характеристика князя Верейского

Одним из ключевых второстепенных образов романа А. С. Пушкина «Дубровский» является князь Верейский — богатый аристократ, который всю свою жизнь провёл в праздности и удовлетворении собственных прихотей. Он является ярким представителем столичной знати и служит олицетворением всего высшего света. Характеристика князя Верейского имеет большое значение для понимания жизненных ценностей общества, в котором вращались главные герои романа. Кроме того, с ним неразрывно связана любовная линия романа.

Цитатная характеристика

Описание Верейского с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет князя Верейского основан на том, что он является богатым, знатным дворянином, аристократом. Он привык вращаться в свете, часто бывает за границей.

«…княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения…»

Источник: Том второй, глава ХIII

«…богатое поместие князя Верейского…»

Источник: Том второй, глава ХIII

«Князь долгое время находился в чужих краях…князь возвратился из-за границы…»

Источник: Том второй, глава ХIII

«…привычка быть всегда в обществе…»

Источник: Том второй, глава ХIII

«…от человека, знающего свет…»

Источник: Том второй, глава ХIII

Верейский — хозяин поместья Арбатово, расположенного неподалеку от Покровского, принадлежавшего Троекурову. Соседи некогда были знакомы друг с другом.

«В 30-ти верстах от него находилось богатое поместие князя Верейского.
Князь долгое время находился в чужих краях, всем имением его управлял отставной майор, и никакого сношения не существовало между Покровским и Арбатовым».
Источник: Том второй, глава ХIII

«…на третий день по своём приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком».

Источник: Том второй, глава ХIII

Верейский никогда ранее не жил в Арбатово. Все эти годы им управлял наёмный управляющий, который тщательно следил за порядком.

«Князь долгое время находился в чужих краях, всем имением его управлял отставной майор…»

Источник: Том второй, глава ХIII

«Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и весёлыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зелёный луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон».

Источник: Том второй, глава ХIII

Портретная характеристика князя основана на том, что он является закоренелым холостяком, у которого, несмотря на солидный возраст, не было семьи.

«…в доме старого холостяка…»

Источник: Том второй, глава ХIII

Внешность

Князю Верейскому — пятьдесят лет, но выглядит он старше своего возраста.

«Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее».

Источник: Том второй, глава ХIII

«…старый князь…»

Источник: Том второй, глава IV

Болезненный внешний вид Верейского свидетельствует о его пристрастии к различным излишествам, которые пагубно отразились на здоровье.

«Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать».

Источник: Том второй, глава ХIII

Несмотря на некоторую болезненность, князь обладает приятной, располагающей внешностью. Очевидно, что в молодости он был хорошо собой и нравился женщинам.

«…наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами…»

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь страдает подагрой, из-за чего не может совершать длительные пешие или конные прогулки. При большой нагрузке начинает прихрамывать.

«Князь прихрамывал, устав от своей прогулки и уже раскаиваясь в своём посещении».

Источник: Том второй, глава ХIII

«Кирила Петрович предложил ехать верхом, но князь извинился… шутя над своею подагрой; он предпочёл прогулку в линейке…»

Источник: Том второй, глава ХIII

Верейский — изнеженный аристократ. Он не выносит запах псарни и пытается избавиться от него при помощи надушенного платка, который всегда носит при себе.

«…князь чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами…»

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь тщательно следит за своим внешним видом и носит дорогую одежду и обувь. У Троекуровых он появляется в бархатных сапогах.

«…указывая на свои бархатные сапоги…»

Источник: Том второй, глава ХIII

Черты характера и поступки

Князь Верейский — человек светский, привыкший к общению. Он плохо выносит одиночество.

«Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения и на третий день по своём приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком».

Источник: Том второй, глава ХIII

«Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал».

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь Верейский — большой любитель природы и потому предпочитает английские сады, максимально приближённые к естественной природе. У себя в поместье он всё обустроил в своём любимом английском стиле.

«Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу…»

Источник: Том второй, глава ХIII

«…каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зелёный луг… Пространный парк окружал дом со всех сторон».

Источник: Том второй, глава ХIII

Будучи богатым аристократом, Верейский создаёт себе максимально комфортные условия для жизни. У него роскошный дом, картины известных мастеров, изысканные вина и кухня. Кроме того, у князя есть собственный оркестр из крепостных. Он способен развлекать гостей фейерверками, что по тем временам было очень дорогим удовольствием.

«…вошли в великолепную залу…»

Источник: Том второй, глава ХIII

«…галереи картин, купленных князем в чужих краях…»

Источник: Том второй, глава ХIII

«Троекуров отдал полную справедливость винам своего Амфитриона и искусству его повара…»

Источник: Том второй, глава ХIII

«Вдруг раздалась духовая музыка, и шестивёсельная лодка причалила к самой беседке…»

Источник: Том второй, глава ХIII

«…вдруг раздался выстрел и ракетка осветила небо… Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхивали».

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь Верейский имеет славу опытного дамского угодника.

«…старый волокита…»

Источник: Том второй, глава ХIII

«…хилого и развратного старика…»

Источник: Том второй, глава ХV

Будучи большим ценителем женской красоты, Верейский восхищается внешностью Маши Троекуровой и принимается ухаживать за ней.

«Но в зале встретила их Марья Кириловна, и старый волокита был поражён её красотой».

Источник: Том второй, глава ХIII

«…он предпочёл прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою».

Источник: Том второй, глава ХIII

«Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях».

Источник: Том второй, глава ХIII

«Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхивали. Марья Кириловна веселилась как дитя. Князь Верейский радовался её восхищению…»

Источник: Том второй, глава ХIII

Верейский — превосходный собеседник, способный увлечь светской беседой.

«Князь был оживлён её присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь её внимание любопытными своими рассказами».

Источник: Том второй, глава ХIII

«Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду».

Источник: Том второй, глава ХIII

«…слушая неистощимые рассказы любезного говоруна…»

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь Верейский способен тонко чувствовать красоту. Будучи истинным знатоком живописи, он смог собрать в имении приличную картинную галерею.

«Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кириловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинства и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением».

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь Верейский решает взять Машу Троекурову в жёны.

«Вот тебе жених, князь тебя сватает».

Источник: Том второй, глава IV

Верейскому безразличны душевные переживания и страхи Маши. Его вполне устраивает тот факт, что девушка станет его женой.

«Между тем обращение её со старым женихом было холодно и принуждённо. Князь о том не заботился. Он о любви не хлопотал, довольный её безмолвным согласием».

Источник: Том второй, глава VI

«Наедине с молодою женой князь нимало не был смущён её холодным видом. Он не стал докучать её приторными изъяснениями и смешными восторгами, слова его были просты и не требовали ответов».

Источник: Том второй, глава ХVIII

Верейский выказывает себя подлым человеком. Получив письмо от Маши, в котором она умоляла отказаться от брака, князь передаёт его Троекурову с просьбой ускорить венчание.

«…тот прочёл его наедине и нимало не был тронут откровенностию своей невесты. Напротив, он увидел необходимость ускорить свадьбу и для того почёл нужным показать письмо будущему тестю».

Источник: Том второй, глава VI

Князь — отважный, хладнокровный человек, не теряющий присутствия духа в сложной ситуации.

«Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника».

Источник: Том второй, глава ХVIII

Воспитание

Получив воспитание, традиционное для дворянских семейств, князь Верейский превосходно умел вести светские беседы, развлекать гостей с самыми разными вкусами и пристрастиями.

«Князь был оживлён её присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь её внимание любопытными своими рассказами».

Источник: Том второй, глава ХIII

«Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду».

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь Верейский получил прекрасное воспитание, воспитавшее в нём высокий художественный вкус. Он хорошо разбирался в архитектуре, пейзажных ландшафтах, живописи.

«Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу…»

Источник: Том второй, глава ХIII

«Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кириловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинства и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением».

Источник: Том второй, глава ХIII

Характеристика князя Верейского другими героями

Троекуров

Троекуров высоко ценит князя как человека светского, занимающего высокое положение в обществе.

«Кирила Петрович был чрезвычайно доволен его посещением, приняв оное знаком уважения от человека, знающего свет…»

Источник: Том второй, глава ХIII

Кирила Петрович уважает Верейского прежде всего за его высокий титул и богатство.

«…гордый Троекуров обещался, ибо, взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения, он до некоторой степени почитал князя Верейского себе равным».

Источник: Том второй, глава ХIII

Троекуров отмечает, что князь Верейский пытается ему всячески угодить, принимая знаки внимания на свой счёт, а не на Машин.

«Троекуров был чрезвычайно им доволен, ибо принимал tous les frais князя, как знаки уважения и желания ему угодить».

Источник: Том второй, глава ХIII

Подробная характеристика Троекурова.

Маша Троекурова

Будучи превосходным собеседником, князь Верейский умеет создать вокруг себя комфортную атмосферу.

«Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду».

Источник: Том второй, глава ХIII

«Марья Кириловна веселилась как дитя. Князь Верейский радовался её восхищению…»

Источник: Том второй, глава ХIII

Для князя совершенно не важна любовь Маши, и потому он делает вид, что не обращает внимания на холодность своей невесты.

«Между тем обращение её со старым женихом было холодно и принуждённо. Князь о том не заботился. Он о любви не хлопотал, довольный её безмолвным согласием».

Источник: Том второй, глава VI

Подробная характеристика Маши Троекуровой.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику князя Верейского вместе!

Биография

Князь Верейский — представитель богатого знатного рода. Всю свою жизнь он провёл в столице и за границей. Лишь когда князю исполнилось пятьдесят лет, он решил переехать в родовое имение Арбатово, в котором ранее никогда не был.

Князь Верейский — светский человек, привыкший к высшему обществу. Все эти годы он всячески потакал собственным прихотям, что наложило отпечаток на его внешность и здоровье. Устав от света, остаток дней князь решил провести в живописном имении, устроенном с большим вкусом.

Здесь, в провинции, Верейский повстречал Машу Троекурову, чья красота глубоко поразила опытного сердцееда. Будучи большим знатоком женской красоты, князь Верейский сразу понял, каким сокровищем является Маша, и тотчас посватался к ней.

Сразу после свадьбы на карету с новобрачными напал Дубровский со своей шайкой с целью освободить Машу. Однако Верейский не растерялся и тотчас выстрелил в нападающего. После твёрдого ответа Маши разбойники удалились, оставив супругов в покое.

Образ князя Верейского

Несмотря на то, что описание личности князя Верейского занимает совсем немного места в произведении, становится понятно, что это непростой, многогранный образ.

С самого начала князь предстаёт перед читателями как человек светский, избалованный, капризный. Он привык к комфорту, общению с грамотными, образованными людьми своего круга. Верейский тонко чувствует окружающую его красоту, он прекрасно разбирается в искусстве. Именно поэтому он был разочарован визитом к грубому и напыщенному Троекурову.

Ситуацию изменила Маша, поразившая опытного ловеласа своей красотой. Ради девушки князь готов общаться и с её отцом. При этом он демонстрирует лучшие свои качества: любезность, гостеприимство, умение создавать приятную атмосферу, дипломатичность, тонкий художественный вкус, эрудицию. Благодаря своему обхождению ему удаётся с лёгкостью расположить к себе Машу.

Однако письмо девушки, в котором она просит отказаться от брака, показывает совсем другого Верейского: бесчувственного, холодного, целеустремлённого. Вопреки просьбе Маши и элементарным представлениям о порядочности, князь отдаёт прочесть её письмо отцу с тем расчётом, чтобы ускорить свадьбу.

Верейский не нуждается в любви Маши: ему вполне достаточно того факта, что юная красивая девушка станет его законной супругой. Он уважительно относится к девушке и в ответ требует такого же отношения к себе.

В конце произведения князь Верейский, несмотря на свою хилость и болезненность, показывает себя храбрым человеком, который не боится один на один сразиться с разбойниками, защищая собственную честь и честь своей жены.

Вывод

Второстепенным персонажем в романе А. С. Пушкина «Дубровский» является князь Верейский, чей образ является важным связующим звеном в любовной линии главных героев, Маши Троекуровой и Дубровского. Отношение к этому персонажу нельзя назвать однозначным: с одной стороны, это холодный, расчётливый человек, с другой — прекрасно образованный интеллектуал, обладающий обширным жизненным и культурным кругозором.

Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать читателю жизненные ценности представителей высшего сословия, их образ мыслей, жизненный уклад. Цитатная характеристика князя Верейского позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать сочинение или доклад на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.