Рассказы Распутина – это целый мир послевоенных лет. Речь автора помогает увидеть события, представить образно жизнь русского народа. Цитатный план «Уроков французского» выстраивает сюжет произведения в логическую цепочку.
Цитатный план «Уроки французского» помогают составить впечатление о главном персонаже. Упорство и уверенности в успехе покоряет. Мальчишка воспитывает свой характер, на глазах у читателя становясь зрелым и мудрым юношей. Он умеет различить грань между добром и злом, сам не встает на сторону аморальности и нечестности. Именно поэтому судьба посылает ему людей, которые готовы ему помочь.
Главный герой рассказа
Мальчишка стремится оправдать доверие матери, отправившей его в райцентр на учебу: «Учился я и тут хорошо… Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки”. Видно, что он очень любит мать, где-то в душе не понимает, что знания нужны только ему. В рассуждениях четко слышатся нотки трудолюбивого и ответственного ребенка: «Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел». Парнишка отличился знаниями уже в деревне. Он хотел читать и уже начинал ощущать в себе возможности сочинительства: «…в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя”. Ученик воспитан в традициях русского народа. Он уважает и немножко побаивается учителя. Ребенку невдомек, что педагог может бескорыстно помочь, для него это люди из другого более сложного взрослого мира. Голодный парнишка каменеет в квартире Лидии Михайловны: «…И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать”. От страха у мальчишки пропадали все чувства, даже самый трудно скрываемый – голод: “Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит”.
Философские суждения
Распутин предлагает читателям начать рассуждать с ним по проблемам, лежащим вне сюжета, но объясняющим его. Цитаты из текста объединяют события в одно целое, дают понимание позиции автора о герое рассказа.
Появление в жизни подлецов, карьеристов, льстецов и подхалимов: “…Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом…”.
Опасное стремление человека доверять людям: “…Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками…”.
Вечная проблема отцов и детей: “…Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком…”.
Самый главный закон жизни – идти от отрицательного к положительному, не допускать зла: “…Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство – от противного…”.
Составлять план рассказа необходимо для понимания последовательности событий. Слова автора ярче характеризуют героев произведения, чем собственные рассуждения, основанные на эмоциях.
Комментирование закрыто