Глава «Тамань» – это отдельный эпизод из жизни автора. Здесь на глазах у читателя Печорин чуть не гибнет от рук девушки. Анализ главы «Тамань» из романа «Герой нашего времени» позволяет увидеть разницу в поведении героя, когда он руководит событиями и когда ему пытаются оказать сопротивление. В этой главе, которая является первой в дневнике главного героя, читатель пока не видит целостной жизненной философии главного героя, но уже заметна тяга Печорина к нестандартным ситуациям и ярким впечатлениям, стремление вмешиваться в судьбы других людей для собственного развлечения.

Ундина боится, что Печорин их сдаст. Она решается на убийство. Сколько силы в хрупкой девушке, сумевшей почти сбросить сильного офицера с лодки. Только хитрая уловка помогла Печорину справиться с русалкой. В жизни Ундина – это соседка Царицыхи – красавица татарка, муж которой занимался контрабандой. Был в реальной истории и слепой мальчик Яшка. Персонажи в романе стали совершенно другими. В этом мастерство классика – увидеть в реальной жизни тех, кто станет основой для литературных персонажей.

Контрабандист «Тамани»

Янко – человек опасной профессии. Его образ реалистичен. Автор не преувеличивает достоинства контрабандиста. В некоторых деталях он даже смешон: нож за поясом, татарская шапка на голове с казацкой стрижкой. Удаль и смелость Янки предстают не в его описании, а на фоне моря, волн и ветра. Ничего не известно о промысле контрабандистов, но в этом и суть их дела. Все должно быть покрыто тайной, неизвестностью. Автор только намекает: «груз был велик», «богатые товары». Создаётся ощущение опасности, тревоги, риска. Реалистичен образ слепого мальчика. Он первый замечает вдали идущую лодку, верит в Янко: «…не боится бури». Тем страшнее становится расставание. Янко бросает слепому мелкую монету. Скупость подтверждает, что контрабандист рискует только ради наживы. Риск и подвиги сопровождают нечестный труд.

Русалка «Тамани»

Ундина ведёт себя как хозяйка побережья. Её дикий нрав схож с характером горной княжны – Бэлы. Но здесь ярче проявляется женская суть: она рассмотрела в Печорине опасного врага, который может разрушить её жизнь. Пламенное дыхание страсти отвлекает, и Печорин остаётся безоружным. Красавица превращается во врага, умелого и изворотливого. Битва с ундиной отвлекает деталями. Иногда кажется, что Печорин дерется не с хрупкой девушкой, а с умелым Янко.

Описание поведения Ундины сравнимо с кошачьим. Она ходит мягко, неслышно, передвигается резко, незаметно. Умеет девушка пользоваться своей внешностью, она завлекает гостя, уводит лодку с ним в открытое море. Все пролетает перед Печориным в одно короткое мгновение. Даже пение Ундины необычно. Слова песни о воле и прекрасной жизни слышатся на берегу с нищей лачугой.

Художественные приёмы

Глава построена на противопоставлении. Анализ «Тамани» придётся строить на изучении композиции. Происходит соединение возвышенного и низменного, романтизма и реализма. Контрабандист живет грабежом, Печорин ворует покой бедных людей. Таинственность Ундины превращается в буйство морской русалки. Слепой видит лучше зрячих, причем он видит души тех, кто его предаёт. Мир моря меняется на нищету и убогость домика на берегу. Пейзаж будто выступает против грязи в обществе, заставляющем людей жить грабежами.

Глава «Тамань» воспринимается как отдельное произведение, но анализ её помогает раскрыть многогранность характера главного героя, обнажает пороки века. Написать сочинение «Анализ главы «Тамань» станет проще после знакомства с предложенным материалом.