Глава «Княжна Мери» – это часть романа, где читатель знакомится с Верой, женщиной, которую любит Печорин. Анализ главы «Княжна Мери» поможет проникнуть вглубь души главного героя. Он может быть страстным, коварным и жестоким: его действия по отношению к другим людям продиктованы желанием позабавиться, посмотреть на реакцию. В этой главе Печорин влюбляет в себя молодую княжну, чтобы развеять скуку и заодно задеть Грушницкого, который влюблён в девушку.
Он притворяется влюбленным. Игру с Мери Печорин затеял, когда заметил, что Грушницкий хочет понравиться княжне. Другая причина – быть ближе к Вере. Страдают от Печорина все: Грушницкий, Мери и Вера. В слезах раскаяния видит читатель и самого зачинщика трагедии. Жестоко отказывает Печорин княжне в женитьбе. Он ценит свободу, не скрывает смеха, не жалеет разбитых сердец. Урок, который получила княжна, горький, но привычный для реальной жизни и литературы. Схожесть с Татьяной Лариной налицо, но только до момента получения урока. Дальше у каждой героини всё идет своим путем.
Истинные чувства
Вера любила Печорина по-настоящему. Она знает его достоинства и недостатки. Вера не свободная женщина, она замужем. Связь с Печориным порочна. Любовница вызывает жалость, но так реальна история отношений между замужней женщиной и свободным от обязательств мужчиной. Современники видят их в своём окружении. Мужчины требуют разрыва отношений с супругом, но нет уверенности, что они составят счастливую партию в будущем. Порочная связь чаще всего завершается разрывом, от него страдают обе стороны.
Одни от безысходности, другие – от эгоизма. Вера признаётся в любви на бумаге. Для женщин так открыть душу легче. Вера будет всю жизнь любить Печорина, он понимает, что потерял, но поздно приходит к нему раскаяние. Читатель сомневается и в длительности раскаяния. Больше похоже на то, что, вскочив на коня, герой развеет свои чувства на ветру вольных просторов Кавказа.
Дуэль и честность
Характеристика главы «Княжна Мери» будет неполной без анализа сцен дуэли. Спор между Грушницким и Печориным завершается дуэлью. Такой способ всегда считался по-настоящему мужским, он защищал честь оскорблённого. Лермонтов показывает другой вариант дуэли. Она возникает из-за клеветы – это реально. Поединок продумывается заранее как убийство, в котором нет места чести. Один дуэлянт готовит другому незаряженное оружие. Безнравственность заканчивается трагедией.
Недовольны те, кто придумал страшную трагедию, гибнет Грушницкий, ранен Печорин. Нет надежды на признание своей ошибки. Грушницкий боится осуждения общества, в котором давно забыто понятие чести. В светском обществе принято осуждать, привирать и лгать. Ситуация с княжной Мери не исключение. Грушницких целое общество. Таких, как Печорин, единицы. Возможно, поэтому они и должны гибнуть, по мнению готовящих дуэльную схватку. В романе торжествует правда, клевета умирает, но это не доказывает того, что имя Мери не будут больше вспоминать на светских балах. По законам знати, княжне придется быстро искать выгодную партию, прятаться за семейными узами. Опять вспоминается Татьяна Ларина, оказавшаяся в такой же ситуации после отъезда Онегина.
Комментирование закрыто