Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Одним из видов лингвистических разборов, которые необходимы каждому школьнику, является синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Разберем особенности этого вида разбора.

Каждая из частей сложносочинённого предложения имеет свою грамматическую основу. Она может быть как односоставной, так и двусоставной.

В частях могут присутствовать или отсутствовать второстепенные члены.

Каждая из частей может быть чем-то осложнена (однородными или обособленными членами, вводными словами и т.д.)

Все это необходимо отразить в разборе.

План разбора

Выполняя разбор сложного предложения, надо помнить, что необходимо сообщить информацию и о предложении в целом, и о каждой из его частей.

Сначала дается общая характеристика всего предложения, а потом – характеристика каждой из его частей по порядку.

Чтобы легче было давать характеристику, обычно рекомендуется сначала подчеркнуть члены предложения и графически обозначить союзы, соединяющие части сложносочиненного предложения (чаще всего союз обводят овалом).

Затем дается характеристика.

И в конце составляется схема.

Схема необходима при разборе: она лаконично иллюстрирует структуру предложения.

Ход разбора

Итак, сначала надо подчеркнуть члены предложения. Начинаем с главных членов (лучше найти их во всех частях сразу, а затем обозначить союзы: это позволит оценить структуру предложения).

Подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое – двумя.

Сочинительные союзы надо обвести овалом.

Затем можно подчеркнуть второстепенные члены:

  • дополнение – пунктиром;
  • определение – волнистой линией;
  • обстоятельство – “точка-тире”.

Чтобы не ошибиться в определении того, каким членом предложения является то или иное слово, необходимо ставить вопрос от того слова, к которому оно относится.

При подробном разборе надо также определить и надписать части речи, которыми выражены члены предложения. При устном разборе обычно достаточно их назвать. Например, сказать: “Подлежащее ЗИМА выражено существительным”.

Если в предложении имеется определение, выраженное причастным оборотом, или обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, оборот подписывается полностью, слова внутри него не разбираются как части речи.

Затем мы даем характеристику (обычно она записывается после предложения в скобках), указывая

  • какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  • какое оно по интонации (восклицательное или невосклицательное);
  • далее пишем “сложносочиненное”, иногда сразу же указывают количество частей.

Затем каждая из частей разбирается отдельно. Про каждую необходимо указать следующее:

  • односоставная или двусоставная (если односоставная, то вид);
  • распространенная или нераспространённая;
  • указать, если эта часть неполная;
  • указать, если эта часть осложнена.

То же самое делают для второй части и так далее.

Каждый раз речь идет только об одной части, а не обо всех; например, если в первой части имеется обращение, не надо упоминать об этом, характеризуя вторую часть.

Наконец, необходимо составить схему. Напомним, что все части сложносочиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а союз ставится между ними. При подробном разборе просят в скобках графически обозначать грамматическую основу: одна линия и две линии, или только одна, или только две, если часть односоставная; сами слова писать не надо.

Пример синтаксического разбора сложносочиненного предложения

Разберем предложение

“Михаил хотел посетить еще музей, расположенный на окраине города, но было поздно, и мы, к счастью, уговорили брата перенести экскурсию на другой день”.

Итак, сначала мы подчеркиваем грамматические основы и ищем союзы. Мы видим, что в предложении три грамматические основы (Михаил хотел посетить, было поздно, мы уговорили) и два сочинительных союза: но, и.

Подчеркиваем второстепенные члены. Надписываем части речи. Над обособленным определением, выраженным причастным оборотом, пишем просто “прич.об.”

Вот что у нас получилось.

сущ. глаг. част. сущ. прич.об. сущ. сущ. глаг. кат.сост. мест.

Михаил хотел посетить еще музей, расположенный на окраине города, но было поздно, и мы, к

глаг. сущ. глаг. сущ. мест. сущ.

счастью, уговорили брата перенести экскурсию на другой день.

Теперь даем характеристику.

(Повеств., невоскл., сложносочин. из трех частей; первая часть двусост., распростр., осложнена обособл. опред.; вторая часть односост., нераспр.; третья часть двусост., распростр., осложнена вводным словом).

Составляем схему.

[ ], но [ ], и [ ].

Что мы узнали?

Не следует путать сложносочиненное предложение с предложениями с разными видами связи. Чтобы не ошибиться, надо найти союзы, связывающие части сложного, и убедиться, что они есть везде и они сочинительные. При разборе сложносочиненного предложения необходимо подчеркнуть все члены предложения и надписать части речи. Характеристика дается сначала общая, а потом по каждой части по отдельности. В конце составляется схема; скобки квадратные, союз между скобками.